Больше рецензий

7 октября 2022 г. 16:11

298

4 Спойлер Слабовато.

Спойлеры!

С самого начала нам одного за другим представляют целую кучу новых героев, в основном детей персонажей предыдущих книг. Их так много, что по началу просто запутываешься, кто есть кто и чем они вообще различаются. Аберкромби, видимо, следуя тенденции последних лет и боясь лишней критики, сделал половину основных персонажей женщинами, и в противовес персонажам-мужчинам, никто из них не воин, разве что немного умеют махать мечами. Есть и старые персонажи, но они прям вообще какие-то сухие. Занд был одним из интереснейших персонажей трилогии, а здесь одно только воспоминание, я все ждал момента, когда кто-нибудь крутой и властный ему скажет что-то в духе: «Ты до сих пор сидишь здесь, а не гниешь в канаве, потому что твой образ боятся детишки и мелкое хулиганье, возомнившее себя революционерами, одна маленькая ошибка, и тебя выкинут на улицу», ну или можно было бы показать, что король банально боится, что все узнают о бастарде. Байаз ходит и улыбается, это всё, что я запомнил о нем. Трясучка страшный со своим глазом.

Честно говоря, несмотря на то, что мужчин-персонажей не так много (три основных), именно в них я запутался, постоянно путая Орсо и Лео, которые очень похожи друга на друга, различаясь лишь в мелочах. У них даже истории схожи: оба стали героями в одно время, оба расстались с любовницами и нашли новых, оба пытаются чего-то достичь и доказать всем, что они немного лучше, оба наивны; не удивительно, что в конце они подружились (надеюсь, автор не продолжит их сближение, а то у Лео была пара странных мыслей...).

Несмотря на жанр фэнтези, магии в этой книге нет вообще, Байаз и Сульфур просто бегают где-то рядом, непонятно чем занимаясь, Рикке иногда стреляет своим Долгим Взглядом, вот и все. Рикке, к слову, почти не играет роли, не считая спойлеров, она разве что предвидела нападение части армии противника со спины из леса, но любой разумный полководец должен был предвидеть это сам и заранее отправить разведчиков. Постоянно вспоминают Логена, но выглядит это скорее как фансервис, его прям все обожают и хотят походить на него.

Совершенно глупая и невнятная тема с восстанием, которая была затеяна словно только ради Савин, чтобы она переосмыслила свою жизнь. Чего хотели восставшие? Как они собирались жить дальше после всего, что натворили? А там все прям восстали или только некоторые? А чем тогда остальные занимались? Взяли в заложники людей, а потом по приколу начали их вешать. Гениально. При этом они убивали просто обычных владельцев заводов/фабрик и местных бизнесменов, о них потом даже никто не говорил, как и о восстании, то есть это были люди, которые вообще ничего не решали и их смерть ничего не принесла. Остается только надеяться, что все это было не просто так, и Судья и/или Ризинау все это замутили как нечто вроде прощупывания почвы, и в следующих книгах что-нибудь организуют эдакое (намеки на это были, Ткач этот таинственный), а пока это резня ради резни, и даже восставшие, немного поголодав после веселой пьянки, поняли, что ерунда какая-то вышла.

К слову, до выхода книги и даже в аннотации постоянно говорилось об индустриализации и всем таком: «Эра машин наступает, но эпоха магии отказывается умирать.» Но я как-то этого особо не заметил. Многих людей уволили, так как некоторые механизмы смогли их заменить, построили какие-то заводы или фабрики, что-то там делают, используют детский труд, вот и все. Никаких подробностей, особого влияния на историю, не считая бессмысленного восстания в основном продолжающих работать людей, я не увидел. Ну, разве что воздух в городе стал грязным, но это тоже никак ни на что не влияет. Магии тоже нет, даже Байаз сказал, что она сейчас никому не интересна и всё решают деньги.

Конечно, тема отношений всплывала и раньше, показывали секс и все такое, но здесь этого прям слишком много, аж две любовные линии, что ровно на две больше, чем нужно темному фэнтези (а, собственно, где оно?). Одна быстрая битва, преподносящаяся как нечто масштабное и великое, а на деле пшик, больше времени уделено беганию Лео; одна безумно унылая битва один на один в круге, где автор еще за несколько глав до этого через Рикке показал исход поединка, а потом всеми силами тужился нагнать атмосферу, мол, все может закончиться иначе, видение может быть неточным и вообще не об этом. Да и Лео выставил себя слабаком, победившим только из-за кривляний Стура и подсказки Рикке, после чего обиделся на нее за то, что она обиделась на него за то, что он ее даже не поблагодарил. Всякие бессмысленные подробности в духе: у Савин ПМС (видимо, только у нее во всем мире бывает, больше ни у кого не упоминался), у нее боли и плохое настроение. Зачем мне это знать? Вроде в Ведьмаке там у кого-то выкидыш случился посреди боя, видимо, Джо тоже решил добавить подробностей организма женщин. Потом еще была тема про утренний стояк, так что персонажу пришлось придерживать член затянутыми штанами. Ну и все эти сцены секса со странными подробностями, вроде сплевывания...

Дальше больше, две парочки разошлись практически в одно время и быстренько нашли себе перепихон на стороне, а новыми любовниками, вот неожиданность, стали брошенки из противоположных пар, среди одной из которых, как оказалось, были сводные брат и сестра от одной матери. А Савин вдруг, оказывается, бастард короля! Во как! Где-то я уже это видел. ̶Г̶а̶й̶д̶а̶й̶ ̶к̶а̶к̶о̶й̶-̶т̶о̶ Санта Барбара какая-то. А уже в конце почти в одно время по разным причинам погибают и оба короля двух сторон. Совпадение на совпадении. Да и все эти моменты, когда сначала один персонаж приходит к какому-то выводу, а затем и второй туда же, повторяя ту же мысль, мол, Лео хотел быть с одной, но тут встретил другую, полную противоположность, и Орсо размышляет точно также.

7/10 — много болтовни, мало действия, переживать особо даже не за кого, и так ясно, что все выживут. Персонажи меняются, хотя и не все, но у некоторых характеры в начале так четко расписаны со всеми их недостатками, что становится очень предсказуемо, что эти самые недостатки они если и не зарубят в себе на корню, то, по крайне мере, прополют основательно, что особенно касается Лео и Орсо, немного неожиданно и Стура, хотя он в себе недостатков не видел, пока не проиграл и потратил время на раздумья.

Любовь Аберкромби к постоянным цитатам никуда не делась. Всякие заумные фразочки вырываются у всех, будто все играют в игру «Скажи самую банальную фразу так, словно это философское изречение», хотя некоторые все же неплохие. Стремясь к реалистичности, именно в диалогах ее меньше всего.

7/10 чисто на кредите доверия (в моей иерархии это минимум для книги, которую я считаю хорошей). Сейчас первая книга из трилогии похожа на недостроенную хибару, хотя автор обещает в конце настоящий дворец. Никакой общей проблемы, которую нужно решать, или вопроса, на который необходимо ответить. Конечно, есть небольшие намеки, вроде Ткача, затеявшего восстание, Стура, который вроде тоже на что-то решился, ну и, пожалуй, Рикке, которая решила вернуться на север, да еще Савин, бастард короля, что должно сыграть в дальнейшем. Но прям нечто такого, ради чего с нетерпением ждешь продолжения, нет.

Мир, придуманный Аберкромби, стал скучнее, это превратилось в какой-то исторический эпос, и пусть я только смотрел сериал, в Игре Престолов, где также не особо много магии и много реалистичности, есть изюминки в виде всех этих непредсказуемых смертей и, самое главное, интриг, а также борьбе за власть и стремлений к цели довольно неординарных и запоминающихся личностей, что делает историю увлекательной даже без файерболов и молний из рук. Здесь же я подобного не заметил.