Больше рецензий

fus

Эксперт

жижа сквернословий мои крики самозваные

20 сентября 2022 г. 00:45

3K

5 Отложи книги, пойдём убивать

Пару лет назад я уже предпринимала наивную попытку перечитать цикл, который скрасил мне мои 14-15 лет. Пока все вокруг читали и смотрели Сумерки , я постигала кровожадные (в прямом смысле) глубины с "Вампирскими хрониками" Энн Райс. Понимаете, уже тогда меня не могли впечатлить стычки между оборотнями и вампирами, блестящие на солнце красавцы-кровососы и прочая попса, которая считается уже некоей классикой и вспоминается с чувством приятной ностальгии. Страшись, Стефани Майер, и до тебя когда-нибудь дойдёт черёд! *зловещий смех*

Интервью с вампиром так-то тоже попса и классика. Но для меня это остаётся определённым жизненным периодом, ничего не могу с собой поделать. Даже с учётом того, что я не помню вообще ничего из сюжета последующих книг. Тем интереснее будет перечитывать, хе-хе.

Жаль, в 2020 году, прочитав "Интервью", я не снизошла до написания рецензии. Было бы любопытно сравнить впечатления. А ведь я понимаю, за что именно поставила тогда оценку 4 из 5. Как понимаю и то, почему сейчас вдруг она возросла до твёрдой пятёрки.

По большому счёту всё дело в фильме. Я невероятно люблю экранизацию 1994 года (пусть меня и раздражает губастый Брэд Питт). Но фильм - это просто вышка и пушка. Они сильно упростили сценарий, и, давайте начистоту, это пошло ему на пользу.

Луи де Пон-дю-Лак в 1791 году утрачивает вкус к жизни на фоне трагедии со своим чуток поехавшим братом. Очень продуманно выглядят бредни последнего: тот уговаривал Луи продать поместье, пугал страшными карами господними, и ведь был абсолютно прав! Тут в принципе много подобных отсылок, вроде аналогии между католичеством и вампиризмом, или истории Каина и Авеля, приобретающей к середине книги новые, любопытнейшие смыслы.

На свою беду Луи вместо смерти находит сверхъестественное орудие смерти в лице вампира Лестата. Мотивы его остаются нам в этой книге неизвестны (обогащение как мотив - полная чушь), но сделка совершена: вместо вечного упокоения Луи получает вечную жизнь, а с ней и бесконечно долгое проклятие, которое будет его мучить и мучить, а Луи будет невыносимо страдать и испытывать вечное, сладчайшее удовольствие в своём проклятии.

Я бы сказала, что это именно Лестату не повезло наткнуться на просто отвратительнейшего эгоцентрика и нарцисса, помешанного только на себе и своих "развеликих" и "тончайших" чувствованиях. Полкниги Луи без конца жалуется на плохого-нехорошего Лестата, который даже не удосужился поведать о себе хоть сколько-то личную информацию. Но знаете, что? Луи ни разу не спросил его! Да, вот так просто! Между героями отсутствует какой-либо диалог. Они одиноки, они мучаются от одиночества, но не пытаются пойти на контакт друг с другом. Хотя нет, Лестат пытается, и он довольно искренен в этом. Но Луи, втемяшивший себе в голову мысль о собственной исключительности, всякий раз срывается на злость и отвращение к единственному близкому существу на планете. А ведь сам-то он ни на грамм не лучше.

Клодия - по сути, такой мини-Лестат. Ей Луи прощает любые выкрутасы. Интересно, почему? От чувства вины к ней, из каких-то отеческих чувств или из-за ощущения власти и покровительства над ней?
Вампирше, заключённой в теле пятилетнего ребёнка, конечно, можно только посочувствовать, но у меня опять же возникает подозрение, будто они оба нашли козла отпущения и стали с упоением над ним измываться. Не надо так.

Рецензии читателей полны осуждения сентиментальности и пафоса, которыми "Интервью с вампиром" пропитано насквозь. Пусть уважаемые читатели не забывают: Луи, который снизошёл до повествования о своих приключениях какому-то журналисту, - самый типичный ненадёжный рассказчик. Ну вы серьёзно, ребята, поверили на слово вампиру? Тот же самый непрекращающийся поток философствований и рассуждений обо всём на свете и особенно о красоте, искусстве, религии и смерти - это всё части, детально составляющие образ Луи-нарцисса. Эх, любовь зла - полюбишь и козла! Да, Лестат?

Как и в прошлое своё чтение этой книжицы, два года назад, задаюсь резонным вопросом: а к чему тут вообще часть с похождениями Клодии и Луи по Восточной Европе? В ней нет совершенно никакого смысла. Показать читателям существование вампиров-мертвяков, или что?

В любом случае, мои восторг и наслаждение от чтения не испортит подобная малость. В данный момент времени книга удачно подошла мне под настроение, и я считаю теперь её всё-таки лучшей по сравнению с фильмом.

Пы. Сы. Держу кулачки и искренне надеюсь на то, что Азбука выстрадает нам цикл хотя бы до Принца Лестата . У меня просто нет моральных сил искать всю Райс в букинистике, эх...

картинка fus

Книга прочитана в рамках 8-го хода в игре Собери их всех!