Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2013 г. 19:44

395

4

Интересно наблюдать, как меняется со временем отношение к одной и той же книге. Когда-то «Комета прилетает» воспринималась как вполне реальная история, которая могла случиться если не на соседней улице, то где-нибудь на другом конце Земли, уж точно. Сейчас, это больше похоже на прекрасный образец абсурдизма. :)
В детстве как-то сразу забывалось, что муми-тролли размером с Дюймовочку, и их море может быть, на самом деле, большой лужей после сильного дождя, а реки – текущими по дну ложбинок ручейками. Это сейчас память услужливо подсовывает обошедшую весь мир картинку, когда во время цунами кто-то пошел изучать оголившееся дно, вместо того, чтобы спасаться бегством, и как он был погребен под нахлынувшей волной. И весь накопленный груз образов и знаний вопиит против защиты от обломков кометы с помощью перевернутой ванны и одеяла, занавешивающего вход в пещеру. Но может быть это и есть точная модель детского восприятия, когда нереальное и нелогичное с точки зрения взрослого, кажется вполне осязаемым и существующим.
***
Увы, со временем теряется и радостное чувство непосредственного восприятия текста. Работающая на полную мощность аналитическая часть мозга начинает видеть перед собой уже не просто строчки, абзацы, предложения, а гипертекст, пронизанный аллюзиями и отсылами к великим предшественникам.
Существует интересная закономерность. Больше шансов стать популярными имеют книги архитипические, опирающиеся на устойчивые универсальные или национальные психические конструкты. Скажу больше, когда эта опора исчезает, текст теряет свою глубину – множественность смысловых пластов. В этом плане, «Комета прилетает» - повесть, созданная по всем правилам бестселлера.
Тут и библейский апокалипсис со своими предзнаменованиями, и милновский Пятачок, выведенный в образе Сниффа, и андерсеновская Дюймовочка, и абсурдизм Лира в виде отстраненных философов, любителей марок и насекомых… Читатель (взрослый, разумеется) попадает в уютный мир знакомых образов, где все, как бы, предсказуемо и, вместе с тем, совершенно неожиданно.
***
Что еще нравится у Туве Янсон, так это свобода от условностей, логических связок, обоснований, мотивации поступков, выверенности героев. Получается какой-то долго идущий поезд, когда в вагон заходят случайные попутчики, чтобы поздороваться, рассказать свою историю и выйти на следующей остановке или продолжить путь вместе с веселой компанией.
В общем, если хотите вновь погрузиться в детство, то лучшего способа не найти. Я лично решил перечитать весь цикл про муми-троллей. )