Больше рецензий

18 сентября 2022 г. 16:01

260

4.5 — Что же из того: лучше пощадить виновного, чем убить невинного!

Очень страшная история.

В первые напечатано в «Жиль Блас» 27 сентября 1887 года.

История одного дела об смертной казни. 

Сюжет. 

Бывший  генеральный прокурор Малуро рассказывает, об одном случае в своей практике, про учителя с севера Франции, господина Муарона. Тот был человеком с отличной репутацией в обществе и среди детей. У него умерли трое детей, и он как многим казалось перенес всю свою любовь на своих учеников. Но потом начали, умирать его дети. И его стали подозревать. 

Подробнее.

Прочитав рассказ, подумал, что есть люди, кто верит в бога, есть что нет. Но хуже те, кто разочаровался в нем. Да и в целом, разочарование в идеалах. В родителях, друзьях, любимых, в наставниках и прочее.

Такие люди начинают мстить, или действовать наоборот. Любил стал ненавидеть.

Сейчас учителя не имеют такого же влияния, на учеников, как это было раньше, уважения меньше. А раньше, учителя влияли на умы своих учеников. Вспомните рассказ Валентина Распутина "Уроки Французского" , там учительница, хотела помочь мальчику, и придумала для него игру, что бы давать ему деньги. Он доверился ей.  Да она ему помогала по хорошему, но ведь она могла и плохое ему сделать.

Доверие между учителем и учеником.

Вот в рассказе есть учитель Мистер Муарон, почитаемый всеми. Был женат, и трое детей было, которых он любил, а потом дети умерили от легочной болезни, скорее всего это пневмония.  Он горевал, но потом вернулся к своей профессии, и казалось, что своих учеников стал любить и учить еще лучше. Как будто бы видя в них своих детей. Покупал игрушки и угощал их сладостями.

В рассказе Чехова " Пари", на который у меня был отзыв, подымается тема смертная казнь или пожизненное заключение.

В этом рассказе нечто подобное только, тут не пари, а реальное преступление. И решали смертная казнь или каторга.

Ученики умирили, в начале думали случайность. Но дети продолжали умирать в страшных мучениях. Вскрытие не показало, что бы применен яд.

Сейчас думаю, быстро бы нашли, что и как, судмедэкспертиза работает лучше, различные тесты и анализы, плюс смерть детей это просто для нас немыслимое. Имею ввиду, такие массовые случаи. Там вроде бы тоже, исследовали и расследовали, но без огонька. Раньше детей любили, но многие люди считали, что еще нарожают. У многих было 5-6 детей. Но у нас прошли годы, и уже один ребенок не у всех есть. Смертность превышает рождаемость, поэтому власти понимают, что дети это наше богатство. Да и родители изменились. Все больше оберегают своих детей. Я не говорю, что тогда всем было пофиг на детей, но резонанс общественный был не такой сильный, в первых случаях.

А потом, как пошли новый случаи и умерли, любимые ученики папаши Муарона, лучшие ученики еще к тому же. В течении четырех дней, один за одним. И вот у них нашли, в желудках разбитое стекло, но не придали значение.

Как веревочки не виться, все равно рано или поздно, всё тайное становиться явным. И учитель прокололся. Наверное, сейчас бы такого называли маньяком, ведь он хранил у себя игрушки и конфеты с секретной начинкой игл и стекла.

С одной стороны улик было против него много. А с другой, ну покупал конфеты, мало ли кто мог проникнуть к нему в дом и подставить его.

Учитель вёл себя, как невиновный человека. В общем то это логично, мало кто реально сознается в преступлениях, особенно если их совершил.

Но улики против были весомее, и возмущенная общественность подключилась. А в те годы во франции была смертная казнь, через гильотину.

В рассказе, автор подымает вопросы, те же, что и Чехов и в своем, смертная казнь или каторжные работы. Казнить невиновного или отравить на каторгу виновного.

Тут дело дошло до императора и его жены.

Цитата из рассказа
— Что же из того: лучше пощадить виновного, чем убить невинного!
Ее мнение восторжествовало. Смертная казнь заменена была каторжными работами.
свернуть

В финале, главный рассказчик и прокурор по делу, узнает правду. В данном случае, автор сам не решил, что он поддерживает. И оставил для читателя различные варианты.

Мы знаем всю историю, и нам проще решить. А тогда, как только умирали дети, и улики были. Было не очень понятно. И я лично согласен с Императрицей. Но лишь, потому что следственные органы не полностью отработали, а еще включилась религиозная часть общества. Ведь священник был уверен в невинности учителя.

Мы незнаем точно, как жил учитель на каторге.



Несколько лет спустя я узнал, что Муарона, о примерном поведении которого на тулонской каторге было снова доложено императору, взял к себе в услужение директор тюрьмы.

Но судя по финальной части. Он умел адаптироваться. Конечно, в любом случае жить в тюрьме, это не тоже самое, что на воле. Но если он виновен, то стоит ли жизни детей.

Тут будет фильные рассуждения. Спойлерят финал.

Рассуждения и не большой спойлер

В данном конкретном случае, преступник заслуживал смертной казни. Он лгал всем, и следствию и священно служителю. А тогда вера в бога была серьезнее, чем у нас сейчас. И врать на исповеди, даже самые закоренелые преступники не решались. Плюс если бы он изменился и осознал, то еще можно было поверить, что каторга изменила этого человека. Но нет, даже перед смертью, он живет своей местью. В наше время, думаю его бы исследовали судебные психиатры, и скорее угодил бы в какую то психушку, или спецучреждение для маньяков.

Преступник сошёл с ума, после смерти своих детей. И захотел мстить богу.

Слушайте. Я был честным человеком, очень честным... очень честным... очень чистым... Я обожал бога... милосердного бога... бога, которого нас учат любить, а не того ложного бога, палача, вора, убийцу, который правит миром. Я никогда не делал ничего дурного, никогда не совершал никакой низости. Я был чист, как никто, сударь.

Многие люди, кто верит в бога, когда случаются плохие вещи, начинают задаваться вопросом, почему? и за что?  Точнее они думают, что верят, их вера такая, если всё хорошо, то бог молодец, а если плохо, вот гад. Бог это не волшебная палочка, если веришь, то верь. Вера не требует доказательств.  И как уже говорил, от любви до ненависти один шаг.

Преступник решил, что бог во всём виноват и решил действовать.  Все войны, эпидемии и прочее, во всем виноват бог.

Тогда и я, сударь, стал убивать — убивать детей. Я сыграл с ним штуку. Эти-то достались не ему. Не ему, а мне. И я бы еще многих убил, да вы меня схватили... Да!..
свернуть

Рассказ интересный, очень часто в детективных историях, когда преступника хватают он всё, как "на духу" рассказывают. Тут же не так, до самого финала. В жизни ведь тоже так, редко преступники сознаются, лишь улики, свидетели и решение суда.

Написан красиво и читается интересно. И история получась поучительная.

Всем спасибо, кто прочитал.