Больше рецензий

24 сентября 2013 г. 00:47

106

5

Платон Колпин – невероятно везучий человек. Он обнаружил в себе это крайне полезное качество, когда сумел выпрыгнуть с парашютом из падающего ТУ-134, где никаких парашютов не предусмотрено в принципе. В дальнейшем Платон грамотно использует этот скилл, чтобы добиться невероятных результатов в своей жизни.
Платону частенько снятся сны философского содержания, в которых разные персонажи, от говорящего воробья, до бортпроводника, выдавшего герою несуществующий парашют (этот товарищ появлялся наиболее часто), делали Платону весьма прозрачные намеки солиптическог характера.

Игровой термин «скилл» прекрасно подходит к описанию этой книги. После авиакатастрофы герой будто бы играет в жизнь, пользуясь читерскими кодами. Эта метафора неоднократно звучит в тексте. В популярнейшей игре 90-х DOOMe была возможность не только проходить уровни на разных уровнях сложности, но также пользоваться читерскими кодами, которые давали игроку незаслуженное преимущество. Если развивать это сравнение, то герой начал игру используя относительно мягкий пароль IDKFA, который просто давал игроку больше оружия и брони. Платон еще мог попасть в тюрьму и там страдать вместе с другими заключенными, сознательно используя свое везение только при угрозе жизни. Но постепенно герой входит во вкус, переключаясь на IDDQD – код, дающий игроку режим бога – полную неуязвимость и доступ ко всем ресурсам.
Как Платон использует свои возможности? Если говорить о достижении результата, то он действует грамотно, осознав свои возможности, он их применяет, не пытаясь каждый раз рефлексировать, не померещилось ли ему это. При этом Платон каждый раз ставя себе глобальную задачу как бы бросает вызов судьбе. Отсюда и весьма харизматичное начало карьеры – Платон продает снег.
За успехами всплывает оборотная сторона медали: если вся твоя жизнь - игра DOOM, то проходить ее под IDDQD невероятно скучно. Эта очевидная идея – лейтмотив романа. Мысль «скучно быть богом» озвучивается уже в первой трети книги и до самого конца никак не развивается.
Второй смысловой слой происходящего – эгоцентризм героя. Платон демонстрирует его на первых страницах, выпрыгнув на парашюте из самолета, ни на секунду не задумавшись об остальных пассажирах, об экипаже, не говоря уже о починке несчастного ТУ-134, хотя об этом ему задумываться рано, Платон пока даже не подозревает о своих невероятных способностях. Впрочем, если бы Платон проявил широту души, отдав парашют или просто разделив судьбу остальных пассажиров, он был бы вознагражден сполна – его невероятное везение спасло бы самолет любым непредсказуемым образом. Платон же попросту не озаботился чьей-то судьбой. Просто не подумал.
Эгоцентризм героя вполне вписывается в контекст игры – все окружающие люди приравнены к ботам – игровой массовке, а некоторые более значимые для прохождения фигуры к NPC (неуправляемый игроком персонаж). Косвенное доказательство тому – отношение героя с женщинами в своей жизни. Он использует и выбрасывает на помойку Катю – единственную женщину, которая хоть как-то его тронула. Время от времени вспоминает о ней, опять использует (для поездки на остров, для душевного общения на кухне) не сомневаясь ни на секунду, что такие отношения Катю вполне устраивают, и что ей не нужно большего. Предложить же ей это больше он даже не пытается, еще бы, нельзя кого-то допустить в свою башню из слоновьей кости, выстроенную еще в самолете. Похожая ситуация с Ириной, которая искренне любит Платона. Герой предпочитает эти чувства игнорировать. Я не говорю, что он должен принести себя в жертву, заведя роман с нелюбимой женщиной из жалости, хотя это тоже допустимый вариант, просто я подозреваю, что Платон не видит в Ирине женщину именно потому, что относится к ней как к NPC, тем более, что она возникла в его жизни в результате прямого и сознательного применения скилла. Платон, думая о женщинах, повторяет как мантру, что не хочет использовать свое везение в личных отношениях. Фраза эта не имеет смысла по двум причинам. Во-первых, в мире игры есть только игровые персонажи, так что герой обречен на одиночество. Во-вторых, герой не стесняясь особо, чтобы получить от Кати порцию тепла. И о своей щепетильности он вспоминает, когда возникает вопрос дать что-то Кате. Кроме того в его голове подменяются понятия, Платону хватает наглости вообразить, что поездка на остров в тот момент, когда богу стало одиноко, это подарок Кате, а не ему.
Экшн в романе кончается довольно быстро – после выхода из тюрьмы. После этого Платон начинает играть в экономическую стратегию – нечто среднее между СимСити и Цивилизацией (последняя приходит на ум самому герою). Проработка мира и вменяемость стратегических решений Платона вполне соответствует этим играм. Герой не вникает в какие-либо технические подробности, оставляя их своим соратникам. Сам же он «решает стратегические вопросы», выполняя функцию шара для гадания – все видели подобие черного шара для боулинга, у которого в окошке появлется «ДА» или «НЕТ». В большинстве случаев Платон даже не в состоянии сформулировать вопрос, возлагая эту функцию на окружающих.
В отношении с окружающими Платон предстает типичным русским интеллигентом (в негативном значении, которое часто вкладывают в это слово), дорвавшимся до власти. Жестокости в нем нет, также как и доброты. Платон абсолютно равнодушен, но равнодушием своим тяготится. Он считает себя обязанным заботиться о ботах. Хотя и эта забота для него – всего лишь игровой квест. Проявления такого равнодушия – как антиутопический способ борьбы с террористами, так и желание всех сделать счастливыми. Причем, Платон осознает, что его «счастье для всех, даром» на практике превратится в бармалеевское «у меня все станут счастливыми». Но на самом деле Платону нужно только одно – избавиться от скуки, что он и пытается делать.
Итак, главная мысль романа – жить в режиме бога смертельно скучно. Идея эта звучит в тексте слишком рано. Сны про бортпроводника обещают в финале какой-то философский вывод или хотя бы обьяснялку, откуда Платон взял свои невероятные способности. К сожалению, объяснение выбрано самое простое и очевидное, что смазывает общее впечатление от романа. Тем не менее, читается «Я всемогущий» легко. К тому же читателю приятно, когда у героя все получается. Мы идентифицируем себя с героем и примеряем на себя его удачи и поражения.
На наших глазах складывается новый жанр – история незаслуженного успеха. Я уже сталкивался с такими книгами – в том числе и на Партенитском семинаре. Читать такую историю – все равно что играть в режиме бога. Имеет смысл, когда в твоей жизни есть другие способы проявить себя. Но мы играем не только для достижения результата, не только для эйфории, связанной с преодолением трудностей. Человеку усталому иногда нужно просто расслабиться, выпустить пар. Ему бывает приятно поиграть в режиме IDDQD. В жизни у нас есть настоящие полосы препятствий которые нам приходится преодолевать. У Платона такой полосы не было, оттуда и его смертельная скука.