Больше рецензий

19 августа 2022 г. 20:35

617

4 Спойлер А давайте я вам расскажу про то, как... нет, сначала вот про это... или...

Время от времени в интернете гуляют мемы на тему русской классики - мол, классика это 100500 тыщ страниц про один и тот же дуб. Хотелось бы мне узнать, как создатели этих картинок среагировали бы на роман "Обрученные"?
Если взять сюжет, то он весьма хорош. Всего в меру - и любовь, и приключения... хотя последнего можно бы и побольше. Но - увы! - автор слишком увлекался и порой то ли забывал, то ли отвлекался, в результате чего вышло довольно вялое произведение, написанное классическим тяжеловесным "средневековым" стилем. Каюсь, иногда я позволяла себе пропускать отдельные строчки и читать абзацы наискосок - уловила главную мысль и двигаюсь дальше, опуская подробности.
Но еще больше добивали многочисленные отступления. Стоило в тексте появиться второстепенному персонажу, как автор бросал повествование и начинал знакомить нас с биографией этой личности. Причем во всех подробностях - где родился, как рос, как "дошел до жизни такой" и так далее. То же самое с ним случалось, если по ходу сюжета где-то происходило историческое событие - восстание, эпидемия чумы или война. Нет, я понимаю, что эти моменты двигали сюжет и без них повествование о злоключениях влюбленной пары показались бы надуманными и высосанными из пальца, но нельзя же десять, а то и больше листов (то есть, страниц двадцать) посвящать одной только чуме? Причем расписывать ее со всеми подробностями. И так же, как подробно была описана чума, так же Мандзони скомкал финал, сделав его каким-то очень уж ванильно-сказочным. Сразу и деньги взялись, и покровители, и счастливый случай подвернулся... Многие писатели этим грешат - то вываливают на героя все неприятности мира, то, наоборот, с той же энергией начинают осыпать его благами. А жизнь - она как зебра, то черное, то белое, но никак не как чепрачный тапир - черное с белым пятном на задней половине туловища.
Тем не менее, в книге есть и кое-что живое. Это главный герой, Ренцо. Местами он ведет себя настолько... живо, что это как бы искупает некоторую надуманность романа. Обычно главные герои все такие сплошь положительные и правильные, и так было приятно встретить персонажа, который напивается до положения риз, буянит, мелет чепуху, а потом пытается (удачно) сбежать. Сцены хлебного бунта в Милане - пожалуй, самые живые сцены романа. Остальное весьма ровненько, без провальных сцен, но и без "шедевральных".
Отдельно хочется сказать пару слов о Безымянном. Несмотря на то, что в примечаниях указано, что отдельные черты его биографии автор взял у реального исторического персонажа, этот Безымянный выглядит каким-то надуманным, вымышленным, практически высосанным из пальца. И как Ренцо в сценах Миланского бунта показан живым, то раскаявшийся Безымянный показан ванильно-нравоучительным и слишком правильным. Тем более, что его преображение произошло так внезапно... В общем, так и хотелось воскликнуть: "Не верю!"
Мне лично книга показалась одноразовой. Чисто ознакомиться с творчеством писателя можно, но не более.