Больше рецензий

9 сентября 2013 г. 20:05

389

4

Роман ... вполне мог бы выйти из-под пера какого-нибудь русского классика - если бы не вопиющее пренебрежение этих самых русских классиков к фантастической литературе (блестящим исключением является Гоголь).
Макс Фрай "Книга для таких, как я"

Гоголь безусловно является блестящим исключением из чего угодно, но если уж говорить о русских классиках-фантастах, Одоевский, на мой взгляд, является исключением не менее блестящим.
Сын крепостной крестьянки и прямого потомка князей Рюриковичей, народный просветитель и основатель русского музыкознания, человек, в начале XIX века предсказавший появление интернета (sic!) и праздновавший новый год 19 февраля (просто потому, что ему так хотелось), безусловно заслуживает много всего и разного. И уж конечно не заслуживает, чтобы всё его литературное поприще упихивали в один пресловутый "Городок в табакерке", как это почему-то любят делать.
"Город без имени" лично для меня открыл новую веху в том, что принято называть "классической литературой". Те, кто изучают социологию и философию (или просто от нечего делать интересуются), смогут подмечать, как фантастический сюжет причудливо переплетается с законами Мальтуса и теориями Бентама, а кому всё это - до известного места, смогут просто стать свидетелями того, как на бескрайних русских просторах оживают герои скандинавского эпоса, как в земский суд приходят души хлопотать о выдаче собственного тела, как карточные дамы и короли играют в бостон коллежскими советниками и столоначальниками, как мертвецы на кладбище сетуют на бесцельно прожитые годы, что тоже весьма увлекательно. Некоторые сюжеты закручены не хуже, чем "Вий" Гоголя или "Упырь" А.К. Толстого.
В общем, если в школе умные тёти и дяди говорили вам, что русская классическая литература - это сплошная психология, самокопание и обсуждение социальных проблем - не верьте им. Врут они всё.