Больше рецензий

Doe_Jane

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 сентября 2013 г. 22:39

67

5

Книга затягивает моментально. И не потому, что это какой-то «экшн» и все начинается с первых страниц. Напротив. Здесь все дело в языке. Он удивительно живой и … говорящий. За ним сразу видишь характер и слышишь голос главной героини. Здесь нет ни одного резкого слова. Текст очень английский, плавный, красивый, абсолютно не вычурный, как цветочные узоры на знаменитом английском фарфоре. И при всей вот этой тиши текст атмосферно очень силен – за какие-то пару страниц поток сознания героини становится твоим, ты начинаешь чувствовать, как в твоей голове копошатся ее мысли, как меняется твое восприятие. Это не взгляд со стороны, это погружение внутрь. Прямо в голову главной героини – 81-летней Мод, которая страдает слабоумием и провалами в памяти. Ее мысли путаются, сбиваются с курса, «проваливаются сквозь паутину», уходят навсегда или возвращаются через несколько часов, дней, а то и недель. Она забывает имена и лица людей, в том числе и родных, которых видит каждый день, и названия окружающих предметов. Из-за этого повествование напоминает лабиринт из детской книжки головоломок, когда нужно добраться от одной точки к другой по дорожке, похожей на клубок перепутанных нитей, и не забрести в тупик, и не прерваться, потому что если остановишься или перепрыгнешь, придется начинать все сначала.

В книге условно есть два пласта – настоящее и прошлое. И при всей своей неспособности запомнить что-то из настоящего, Мод детально помнит события прошлых лет – свое детство и время после войны. Любое событие из ее теперешней жизни тут же пробуждает воспоминание из прошлого, и вот так, цепляясь друг за друга, они образуют две параллельные истории. Сюжеты раскрываются постепенно, обрастают новыми деталями, расширяются, как круги на воде от брошенного камня. И в данном случае камень – это фраза «Элизабет пропала» – сквозная во всей книге. Снова и снова пишет это Мод на бумажке-памятке, которые помогают ей знать о том, что она думала минуту назад. Именно этим она одержима – найти свою единственную подругу, которая еще не ушла в прошлое, и держит ее здесь. К ее горькой досаде, никто не обращает на ее волнение внимания, не верит, что с подругой что-то случилось. И при этом поиски Элизабет путаются в ее голове с навязчивой идеей ее прошлого – пропажей ее старшей сестры Сьюки. Атмосфера обоих историй очень напомнила мне фильм «Полночь в саду добра и зла» - там тоже есть этот неторопливый и все усиливающийся саспенс на фоне видимого благополучия маленького и тихого южноамериканского городка.

Книга не раз заставила меня вспоминать лекции и семинары по зарубежной литературе: уж очень много тут параллелей (две сумасшедших, которые чем дальше, тем больше похожи, одинаковые предметы в прошлом и настоящем, сходные ситуации), символов, которые «путешествуют» из истории в историю, и даже «теней», которые Мод видит вместо других людей или на пустом месте. Все это делает книгу интересной и многослойной, а также дает возможность лучше узнать, что такое старческое слабоумие – можно сказать, на собственной шкуре. Удивительно, что автору всего 28 лет – глядя на то, как она смогла описать образ мыслей старой женщины с умирающей памятью, в это трудно поверить. Эта история будет интересна практически любому читателю, от студента до преподавателя и от дочки до мамы, кроме, разумеется, тех, кто не любит английских стиль и просто подобный жанр. Очень интересная, человечная книга, которую потом даже можно перечитать и открыть то, что до этого не заметил - в конце-концов, это еще и детектив.