Больше рецензий

Коломбо Фрэнк (FrenkKolombo)

Эксперт

Эксперт по антигеройским штучкам

1 августа 2022 г. 15:45

834

5 Мертвые сыщики мертвой земли.

Жан-Кристоф Гранже - всегда для меня был источником вдохновения. Проработанность его книг по-настоящему поражает. Писатель до мельчайших деталей изучает область, к которой собирается прикрутить детективное повествование, в результате чего, его знания в области становятся по-настоящему академическими. Иной раз даже не понимаешь вымысел это или реальность... Подобный прием также активно использует Дэн Браун, хоть писатели и сильно отличаются друг от друга. Так вот, если Гранже планирует африканский сеттинг, его книга не будет лишь использовать кровавые ритуалы Вуду, она будет настоящей энциклопедией, из которой ты узнаешь и про заброшенный город Лонтано, бывший некогда столицей несуществующей уже страны Заир, и про отношение африканцев к жизни и политике, и про геноцид в Руанде, и про бельгийскую колонизацию континента, их нравы и т.д. и т.п... И так в любой области... В книге "Земля мертвых", автор вступил на тропу исследования искусства связывания и изучению картин Гойи, и я не могу сказать, что у него получается плохо... К книге есть определенные вопросы, особенно в части притягивания "за уши" доказательств... К примеру, если уж главный герой - сыщик Стефан Корсо залез в какую-то подворотню, он обязательно там найдет блокнот с рисунками жертв и собственной жены, а если поехал в Испанию, то обязательно там встретит одного из подозреваемых... В этом плане, роман выглядит слабее большинства книг маэстро, но слабее он выглядит лишь в отношении произведений самого Гранже, который периодически не может достичь планки предыдущих книг, причем в последние годы все более явно. Еще книга искусственно затянута зануднейшим судебным процессом, который, как мне кажется, ей абсолютно не нужен и призван лишь увеличить тайминг прочтения и объема страниц.  А вот, что в книге понравилось - так это главный герой и крайне болезненная линия бракоразводного процесса с женой. Он злится, переживает, срывается на своего адвоката, пьет и снова злится... Реализовано это повествование очень эмоционально, и сыщика реально и искренне становится жаль, потому что он - надломленный человек. Он того гляди сломается окончательно под гнетом собственных привычек, жестокости, правоохранительной системы, отношений с женой и прочего...

В этом-то и кроется вся соль произведения, если смотреть на книгу через призму остросюжетного детектива, она слабая и затянутая в контексте мастерства Гранже, но все еще сильная в контексте других образцов жанра... Но если смотреть на книгу через призму концептуального произведения о сломленном человеке, где детективная составляющая всего лишь декорация, она начинает играть совершенно другими беспросветно-серыми красками.  В этой связи становятся понятны психозы и эгоизм Стефана Корсо - он попросту уже "не вывозит" этот долбаный мир.  Этот сыщик по-настоящему мне полюбился своим несовершенством и какой-то беззащитностью, несмотря на броню из хамоватого характера и полицейские привычки. Я очень надеюсь, что это не последняя история про Стефана Корсо, и маэстро его реанимирует, как Пьера Ньемана. Да, еще в книге, как всегда, на высоте показан уголовный процесс Франции, но это уже привычный факт.