Больше рецензий

Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

1 августа 2022 г. 14:17

974

3.5 Ожидание vs реальность

Достаточно ли мы уверены в самих себе и в собственном времени, чтобы в сонме наших предков отделить праведников от злодеев?

Вновь я несколько иного ждала от книги, поэтому испытала некое разочарование.Тут скорее философское рассуждение, чем подобие современных нон-фикшн книг, где присутствует более четкое структурирование, конкретные разборы заявленных тем с указанием, как читатель может их применять на практике. Открывая данное произведение, я хотела узнать, чему учат историков в институтах и чем специалист с дипломом отличается от любителя, например, писателя или журналиста, который, заинтересовавшись прошлым или окружающими его событиями, начал писать об истории. Или почему историки даже со специальным образованием часто совершенно различно трактуют прошлое, занимая диаметрально противоположные стороны.

Мое воображение рисовало мне данный текст, как некую инструкцию, практическое освещение того, как историки действуют, как учатся отделять факты от вымыслов, ненадёжные свидетельства от заслуживающих доверия, но хотя глава об этом и присутвует в книге, все же, на мой взгляд, получилось весьма поверхностно, слишком общими словами с примерами, далёкими от современности.

цитаты

Дело в том, что непосредственное наблюдение – почти всегда иллюзия и как только кругозор наблюдателя чуть-чуть расширится, он это понимает. Все увиденное состоит на добрую половину из увиденного другими.

Однако историческое исследование в своем развитии явно пришло к тому, чтобы все больше доверять второй категории свидетельств – свидетелям невольным

Но здесь дезинформация, если она и была, по крайней мере не задумана специально для обмана потомства.

Прежде всего, и очень жестоко, страдают крупные работы, интерпретирующие историю. Авторы их не только нарушают первостепенный долг -- терпеливо искать истину; лишенные тех постоянно возникающих неожиданностей, которые доставляет только борьба с источником, они, вдобавок, не могут избежать беспрерывного колебания между несколькими навязанными рутиной стереотипами.

Остается вопрос, как делать выбор между свидетельством отвергаемым и тем, которое как будто должно быть принято. Здесь решает психологический анализ: мы взвешиваем возможные мотивы правдивости, лживости или заблуждения свидетелей.

Возмутительно, что в нашу эпоху, особенно подверженную действию бацилл обмана и ложных слухов, критический метод не значится даже в самом крошечном уголке учебных программ, – хотя он уже перестал быть лишь скромным подспорьем в узкоспециальных работах.

Так и бывает с большинством искаженных свидетельств. Направление ошибки почти всегда предопределено заранее. Главное, она распространяется и приживается только в том случае, если согласуется с пристрастиями общественного мнения. Она становится как бы зеркалом, в котором коллективное сознание созерцает свои собственные черты

Абсолютно правдивого свидетеля не существует, есть лишь правдивые или ложные свидетельства. Даже у самого способного человека точность запечатлевающихся в его мозгу образов нарушается по причинам двух видов.

Дело в том, что у большинства людей мозг воспринимает окружающий мир весьма несовершенно. Кроме того, поскольку свидетельства – это в сущности лишь высказанные воспоминания, всегда есть опасность, что к первоначальным ошибкам восприятия добавятся ошибки памяти, той зыбкой, «дырявой» памяти, которую изобличал еще один из наших старинных юристов.

Там, где дата указана, надо ее проверить: опыт учит, что она может быть ложной. Даты нет? Надо ее установить. В обоих случаях я воспользуюсь одними и теми же средствами.



свернуть

Я почему-то больше ожидала разговоров об актуальной автору эпохе, ведь он жил в первой половине ХХ века, когда вовсю бушевали европейские войны, процветала пропаганда и переписывалось прошлое. Поэтому хотелось узнать, что об этом сообщит специалист по истории, но в книге больше отсылок к Древнему миру или Средневековью,т.е темам не столь животрепещущим.

Возможно, дело в том, что автор не успел дописать эту книгу, в данном ее виде многие интересные темы упомянуты скорее по верхам, нет полноценного их развития, например, о том, что не дело историка выносить вердикт, он, в отличие от судьи, должен понять прошлое, а это нелегко сделать, если не откинуть полностью свое Я.

цитаты

к прошлому для объяснения настоящего прибегали так активно лишь с целью убедительней оправдать или осудить настоящее. Так что во многих случаях демон истоков был, возможно, лишь воплощением другого сатанинского врага подлинной истории – мании судить.

В повседневной жизни необходимость определить свою линию поведения вынуждает нас наклеивать ярлыки, обычно весьма поверхностные. Но в тех случаях, когда мы уже не в силах что-либо изменить, а общепринятые идеалы глубоко отличны от наших, там эта привычка только мешает.

Честный судья, каково бы ни было его тайное желание, допрашивает свидетелей с одной лишь заботой – узнать факты во всей их подлинности. И для ученого, и для судьи – это долг совести, о котором не спорят.
Но наступает момент, когда их пути расходятся. Если ученый провел наблюдение и дал объяснение, его задача выполнена. Судье же предстоит еще вынести приговор.

Полбеды, если бы приговор только следовал за объяснением; тогда читатель, перевернув страницу, легко мог бы его пропустить. К несчастью, привычка судить в конце концов отбивает охоту объяснять.

Чтобы проникнуть в чужое сознание, отдаленное от нас рядом поколений, надо почти полностью отрешиться от своего «я».

Насколько легче выступать «за» или «против» Лютера, чем понять его душу; насколько проще поверить словам папы Григория VII об императоре Генрихе IV или словам Генриха IV о папе Григории VII, чем разобраться в коренных причинах одной из величайших драм западной цивилизации!

Короче, в наших трудах царит и все освещает одно слово: «понять». Не надо думать, что хороший историк лишен страстей – у него есть по крайней мере эта страсть.

А главное – полное дружелюбия. Даже действуя, мы слишком часто осуждаем.

Мы всегда понимаем недостаточно. Всякий, кто отличается от нас – иностранец, политический противник, – почти неизбежно слывет дурным человеком. Нам надо лучше понимать душу человека хотя бы для того, чтобы вести неизбежные битвы, а тем паче, чтобы их избежать, пока еще есть время.

При условии, что история откажется от замашек карающего архангела, она сумеет нам помочь излечиться от этого изъяна.

Впрочем, будем и здесь осторожны: суеверное преклонение перед единственной причиной – это в истории чересчур часто лишь скрытая форма поисков виновного, а значит, суждения оценочного. «Чья вина или чья заслуга?» – говорит судья. Ученый же довольствуется вопросом «почему» и готов к тому, что ответ не будет простым.



свернуть

Любопытно было узнать мнение писателя о том, учит ли прошлое и можно ли на основе прошедшего делать выводы о настоящем, но и тут ответ автора скорее философский, многозначный, чем точное да или нет.

цитаты

В самом деле, извечная склонность, подобная инстинкту, заставляет нас требовать от истории, чтобы она служила руководством для наших действий, а потом мы негодуем, подобно тому солдату побежденной армии, чьи слова я привел выше, если история, как нам кажется, обнаруживает свою несостоятельность, не может дать нам указаний.

Но история – не ремесло часовщика или краснодеревщика. Она – стремление к лучшему пониманию, следовательно – нечто, пребывающее в движении. Ограничиться описанием нынешнего состояния науки – это в какой-то мере подвести ее. Важнее рассказать о том, какой она надеется стать в дальнейшем своем развитии. Но подобная задача вынуждает того, кто хочет анализировать эту науку, в значительной мере основываться на личном выборе.

Объяснение более близкого более далеким, естественно, любезное сердцу людей, которые избрали прошлое предметом своих занятий, порой гипнотизирует исследователей. Этот идол племени историков можно было бы назвать «манией происхождения».

Неверное определение причины здесь, как почти всегда, мешает найти лекарство. Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем.

Это означало бы забыть, что нет истинного познания без шкалы сравнения. Конечно, при условии, что сопоставление захватывает факты хоть и различные, но вместе с тем родственные. Никто не станет спорить, что здесь именно такой случай.

Данные единичного опыта всегда бессильны для выявления его же компонентов и, следовательно, для его истолкования.

Общность эпох настолько существенна, что познавательные связи между ними и впрямь обоюдны. Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но, пожалуй, столь же тщетны попытки понять прошлое, если не представляешь настоящего.

И история, слишком часто отдавая предпочтение наградному списку перед лабораторной тетрадью, приобрела облик самой неточной из всех наук – бездоказательные обвинения мгновенно сменяются бессмысленными реабилитациями



свернуть

Подводя итог, хоть чтение данной книги и не вышло в той степени познавательным, на которое я надеялась, все же произведение чуть приоткрыло мне секреты ремесла историков и подбросило новые мысли для размышления.

цитаты

Это также повторение, в большем масштабе, ошибки – впрочем, уже не раз отмеченной – старой экономической теории. Ее homo oeconomicus был призраком не только потому, что его изображали поглощенным исключительно своей выгодой; еще вреднее была иллюзия, будто он настолько уж ясно представлял себе эту выгоду. «Нет ничего более редкого, чем план», – говорил еще Наполеон.

Революции взламывают дверцы сейфов и заставляют министров бежать, не дав им времени сжечь свои секретные бумаги. В старых архивах юридических контор дела банкротов содержат доступные для нас документы предприятий, владельцы которых, если б им посчастливилось плодотворно и почетно продолжать свое дело до наших дней, ни за что не согласились бы отдать на всеобщее обозрение содержимое своих папок.



свернуть

картинка Tin-tinka

Комментарии


Или почему историки даже со специальным образованием часто совершенно различно трактуют прошлое, занимая диаметрально противоположные стороны.

Это ж самое простое.
Кому нравится жить в каком-то обществе, тот его всячески и рекламирует.
Я не особый любитель сыпать цитатами, это похоже на начетничество, но просто Ленин в одно фразе все описал:
" Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя."
Кто-то любит капитализм, а кто-то социализм, единственное кто вызывает уважение, это люди, которые не меняют своих убеждений из-за давления, скажем был человек в 70-е годы монархистом и сейчас исповедует те же взгляды. Ну я взгляды не поддерживаю, но вызывает уважение прямота человека. А есть люди, которые гонялись за верующими, а сейчас стоят в церквях со свечками в первых рядах. Или славили Ленина, Сталина, а сейчас их поносят. Да я о таких флюгерах частенько пишу...


Я по наивности раньше думала, что историки занимают нейтральную позицию учёных, что наука все же более объективна, поэтому интересно было бы в данной книге об этом прочесть подробнее.
Хотя Марк Блок тоже об этом пишет,как мне показалось, о необходимости разбираться и понимать, а не "клеймить" и отрицать


что наука все же более объективна

Так тож наука, как 2+2 будет 4.
Честный историк может сказать кто и где родился, крестился, женился, точный состав и построение каре во время битвы, процитировать документы, описать оружие, характеристики, а дальше идет "трактовка", которую вы и упомянули в своей рецензии.
Скажем, нравится человеку бизнес, частная собственность и он трактует историю, что большевики разрушили Россию. А другому человеку нравится община, коммуна, он отрицает частную собственность, не может он чисто морально нанимать людей, он будет говорить, что большевики спасли Россию. Вот и все...


Тебе удалось заинтересовать меня этой книжкой (впрочем, она и так у меня в хотелках). Мне как раз интересен философские рассуждения об Истории. :)


Большинству книга нравится,я даже чувствовала себя несколько неловко, выставляя такую оценку :) Будет интересно прочесть твой отзыв на нее


За философскими рассуждениями о истории - это к Коллингвуду:)


У меня эта книга в дальнем ящике лежит, но многого от нее я не жду


Правильный подход, часто ожидания как раз портят книгу)


"Возможно, дело в том, что автор не успел дописать эту книгу"

Ну конечно! Лично я думаю, что он менее половины написал.
Но даже и та часть, которая написана - в сущности, черновик. Хотя всё складно.


Жаль нет вашей рецензии на нее, было бы интересно узнать, что историк видит в этой книге, с чем согласен, а с чем нет.


Перечитывать надо. Может, как-нибудь позже, под настроение.