Больше рецензий

Picachi

Эксперт

Или что-то вроде того.

25 августа 2013 г. 01:45

407

5

Ткань его костюма оказалась заляпана и запачкана бог знает в каких ужасных ритуалах и производила впечатление распада и летаргии, словно он уже не в состоянии был заботиться о себе. Его терзала чума, которую он вот-вот передаст роду человеческому...


Вот он, новый вампир, Дракула своего времени. Никаких клыков, они ему не нужны. Его десны давно прогнили, а зубы почернели, у него есть нож, которым он орудует в совершенстве. Он не заражает через кровь, он заражает словами, бесконечным повторением названий мест, где страдали люди. Он - бойня двух тысячелетий в одном лице. Он хочет найти себе новый дом, хочет оказаться в самом эпицентре страданий и для этого ему нужно приглашение в самую популярную новостную программу. Он хочет рассказать.

Постмодернизм в моем понимании ругательство, но не сейчас и не по отношению к этой книге. Написанный в эпистолярном жанре, роман не столько поддерживает, сколько ломает привычные рамки готического романа. Функции героев меняются, полутона сменяются жестоким реализмом, эротизм представляется как альтернатива смерти, в смысловой центр выходит, пожалуй, вторая сцена - темные коридоры аналитической программы "Час". Тут-то Джон Маркс в своей тарелке, не зря проработал в "60 минут". И вообще, зло нынче не то, что раньше, Маркс и это скорректировал, так что у читателя есть все шансы почувствовать себя в шкуре современника Стокера, читающего "Дракулу" вечерком. В некоторых моментах определенно полысеть от страха можно, это точно.

Развивая тему персонажей, забавно то, что автор намеренно не делит героев на темных и светлых, на наших и чужих. Они все в меру мерзкие, в меру вызывающие уважение. Если каждый раз размышлять над их выбором и поступками, думать, что сам бы сделал и сказал в конкретном случае, как-то приходишь к выводу, что поступил бы так же, как они. Это пугает больше всего, мысль, что ты поступил бы так же, ошибся, а никто бы не пришел и не исправил, никаких Ван Хелсингов и знающих ребят. Не придет и не спасет, потому что это не фильм с супергероями. Мы по сути голые перед лицом чистого отчаяния.
Раз уж в книге сразу возникает тема 11 сентября (американец писал, он не мог без), то пройдем по этому поводу. В репортаже об этом происшествии говорили, что между атаками самолетов и падением зданий было несколько минут, что все произошло не мгновенно. Что люди в зданиях знали, что они не спасутся и писали прощальные смски родным. Представить только, минуты бесконечного того самого отчаяния, принятие фатализма ситуации! Я не могу это даже осознать своим умишком, а вот человек сумел, ведь именно этим чувством пропитан весь роман.

В сущности "Страна клыков и когтей" - это постмодернистский жесткач грубее "Американских богов" Геймана, но близкий ему по духу. Злобный и пессимистичный, как будто автор хотел отомстить. Читать обязательно, главное запастись килограммом успокоительного или быть уверенным в своих железных нервах и крепком желудке. И ещё важно помнить, что это все ж таки посмодернизм, что красота в данном случае не есть абсолют, а нечто относительное, она в глазах смотрящего, все такое, никто не виноват.