Больше рецензий

19 июля 2022 г. 18:53

446

4 Это было красиво, но что это было?

Синопсис «Сияния» ни в коей мере не может отразить того, что же ждет читателя под чарующей ретрофутуристичной обложкой. Да, это про альтернативный нашему мир, где немое и черно-белое кино, но заселены все планеты солнечной системы. Да, это история про исчезновение Северины Анк, режиссера документального кино, и про расследование этого исчезновения. Но это не столько про фантастику, несмотря на то, что жизнь на каждой из планет продумана и описана. И тема, и стилистика текста (хроника, статьи, репортажи, сценарии, протоколы совещаний, дневники), и вплетенные рассуждения и отступления говорят о чем-то большем, навязчиво требуют поразбираться в романе, закопаться в него.

Сияние в романе Кэтрин Валенте – это по большей части свет софитов, ведь это произведение проникнуто любовью к кино и неким противостоянием художественно-фантастичного и документального. При чтении возникает ощущение сплошной метафоричности, которой очень хочется восхищаться, но попытки понять которую разбиваются о понимание, что за очередным слоем будет еще один, что трактовок может быть неисчислимо много.

Текст настолько меня очаровал, что я выписывала из него цитаты одну за другой. И одна из них повторилась в романе трижды:



«Выше нос, рыбка-ёжик. Просто набери воздуха, сделайся больше размером, чем твоя печаль – испугай её, пусть бежит прочь. Только так и можно жить в этом ужасном старом океане»

Про это тоже можно было бы подумать и поразмышлять, почему именно эта фраза, о ее значении и уровне значимости. Но что-то мне подсказывает, что не заслуживает роман каких-то банальностей и прозаичности. Слишком уж он поэтичен.

Поэтому я понимаю, как ни странно, и тех читателей, кто книгой восхищен, и тех, кто разочарован. Это слишком специфичный и «потоковый» текст. Даже в различном настроении и в различные периоды жизни он может читаться слишком по-разному. Вероятность того, что понравится именно вам? Как говорится, 50/50 – либо да, либо нет.