Больше рецензий

18 июля 2022 г. 23:25

1K

5 всепобеждающая сила осмысленности выбора и жизни

Об этой книге я давно говорю людям, которые встречаются у меня на пути. Давно я прочитал её (брал экземпляр племянницы), а сейчас получил в подарок от «Альпины» — уже девятое издание на русском. Книга, ставшая абсолютным бестселлером в США с 1950-х годов (более 9 млн. экземпляров за 30 лет). Она написана психологом, евреем, врачом-неврологом, специалистом по самоубийствам и депрессии, человеком, который не оставил родной дом, дорогую сердцу Вену, когда появилась угроза немецкой оккупации, хотя была возможность иммигрировать в США. Он не бросил родителей, он пошёл с ними и с женой в концлагерь. Он посчитал это шансом проверить собственную философию и психологию, которую разрабатывал последние годы, которая говорит о важности смысла существования, о переносе взгляда с настоящего в прошлое и в будущее. Он прошёл три концлагеря и нашёл подтверждение своей методологии и своим взглядам.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

«Сказать жизни "ДА!": Психолог в концлагере» и пьеса «Синхронизация в Биркенвальде» (издано в издательстве Альпина нон-фикшн). Эти тексты появились в 1945 году, и до сих пор они актуальны и важны.
Франкл простым языком рассказывает о своём пути, как стал заключённым № 119104, предварительно пройдя селекцию/отбор, а потом в трёх частях книги подробнее проводит нас по трём этапам жителя концлагеря:
- Фаза первая: прибытие в лагерь
- Фаза вторая: жизнь в лагере
- Фаза третья: после освобождения

Это взгляд психолога и психиатра на жизнь заключённого, как меняется его восприятие мира и самого себя, как происходит обесценивание собственной жизни и духовная деградация. Больше внимания, конечно, уделено второйй фазе, жизни в лагере.

В первом лагере Терезиенштадт в тайне от СС вместе с другими психиатрами и социальными работниками со всей Центральной Европы он оказывал заключённым специализированную помощь. Задача службы состояла в преодолении первоначального шока и оказании поддержки на начальном этапе пребывания. Она из важных методик, которой пользовался и сам Франкл — это аутогенная тренировка, с её помощью человеку удавалось мысленно удалять себя от места пребывания:



«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему „Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере“ и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию»

Следующим лагерем стал Аушвиц (в русских источниках Освенцим). А потом был распределён в один из филиалов Дахау, где проработал шесть тяжелейших месяцев чернорабочим. Был освобождён вместе с другими заключёнными американскими войсками 27 апреля 1945 года. Франкл вернулся в Вену и надиктовал эту книгу. Из членов семьи Франкла выжила только сестра.

Центральная мысль книги в том, что человек имеет не только стремление к удовольствию и волю к власти, но и стремление к смыслу. Чудовищные условия заключённого концлагеря, когда теряется смысл существования и человек хочет умереть, подавляют и душу, и тело, которое слабеет и отдаётся болезням, не борется дальше за жизнь. Человеку нужно указать на абсолютный смысл не только жизни в счастье, но, что особенно важно, смысл его страданий, даже если эти страдания неминуемо ведут его к гибели, к смерти. "Неопределённость конца", бесцельность всего происходящего, "безбудущность" — с этим необходимо было справиться, преодолевать апатию, гнев, суицидальные наклонности...

Франкл пишет о важности духовного сопротивления внешним условиям, как умение увидеть красоту мира (описано, как женщина перед смертью общается с деревом, как сам Франкл наблюдает за птичкой или восхищается закатом...), спеть песню во время инсценировки, помолиться Богу, поддержать другого... — как это помогало людям физически менее подготовленным к тяжким работам, голоду и наказаниям со стороны капо, а иногда и жестокости со стороны соседей по бараку.



«Психологические наблюдения показали, что помимо всего прочего, лагерная обстановка влияла на изменения характера лишь у того заключённого, кто опускался духовно и в чисто человеческом плане. А опускался тот, у кого уже не оставалось никакой внутренней опоры»

Замечательная книга, которая должна быть в библиотеке каждого! Здесь же помещена своеобразная пьеса, "метафизическая конференция", как назвал это Франкл: «Синхронизация в Биркенвальде». Философы Барух Спиноза, Сократ и Иммануил Кант попадают в спектакль, разворачивающийся между условной вечностью, где уже обитают небожители, и концлагерем, где братья Франц и Карл решают экзистенциальную проблему пограничного состояния на грани смерти.

После окончания войны Франкл высказал идею о примирении, и в книге есть тоже об этом. Были такие надзиратели, которые помогали заключённым, за которых потом освобождённые стояли горой, чтобы их не наказывали. Психологическая помощь была нужна и после концлагерей, ведь люди потом испытывали огромное разочарование от жизни, когда вернулись к обычной жизни. Или считали себя вправе творить бесправие в отместку за прошедшие испытания и потерю родных и близких...

Читайте и перечитывайте В. Франкла, давайте друзьям и знакомым эту книгу