Больше рецензий

17 июля 2022 г. 13:10

343

2.5 Эмодзи_утомившегося_читателя.png

Пелевин бесследно и бесстыдно забрал у меня целый месяц жизни. «Непобедимое солнце» задавило своей духотой и погребло под потоками бессмысленных рассуждений. Но теперь я могу с уверенностью сказать: 700 страниц графомании, которую можно было сократить раза так в 4.

В центре повествования — москвичка и блондинка Саша, ей исполняется тридцатник, она в поисках себя и вообще — феминистка, бисексуалка, сильная и независимая. В один прекрасный день Сашин отец, макаронный магнат, даёт ей 30 тысяч евро и отправляет путешествовать. Саша с радостью пускается в путь и прибывает в Турцию, где встречается со странными товарищами: Со и Тимом, а также целый выводок других персонажей, из которых запомниться может разве что Фрэнк и Наоми. И именно в этом заключается одна из проблем романа.

Персонажи шаблонны. Они фикция и нужны лишь для того, чтобы раз в 50 страниц Пелевин мог пуститься в пространные рассуждения о состоянии мира: BLM, SJW, Трамп, политика, Путин и Эрдоган (и нет, если повторить шутку несколько раз, она от этого смешнее не станет), феминистки и прочие. В какой-то момент эти философствования доходят до такого абсурда, что хочется посоветовать Виктору Олеговичу две вещи: выйти уже из комнаты и перестать бояться мира, завести страницу в твиттере (запрещено, осуждаем) или канал в телеграме, чтобы выпускать пар.

Картонные персонажи тянут за собой и сюжет (спойлеры): в мире есть Камень – огромный такой проектор, есть эоны, есть люди, способные либо обновить этот мир, либо закончить его, освободив мировую душу. Два временных пласта переплетаются: помимо истории Саши, у нас есть две ветки — древнеримские императоры Каракалла и Элагабал. К их сюжету мы «переносимся» с помощью двух масок — Солнца и Луны. Правда, значения они, по итогу, никакого не имеют, потому что сам автор забывает, что если надеть маску Солнца, то сны должны видеться от первого лица. Мелочь, а осадочек остаётся. И вот в конце Саше, нашей неопределившейся москвичке с заявкой на высокий уровень духовности, даётся возможность решить — что же будет с миром дальше.

Вся шутка в том, что итог своих размышлений Пелевин выдаёт ещё на первых ста страницах, а потом повторяет несколько раз в одном из множества диалогов-монологов (болванчики выдают заготовленный текст). Основная мысль — всё вокруг пустота и иллюзия, ничего на самом деле не существует, жизнь — это страдания, лишённые смысла, человек никогда не обретёт счастья в этой пустыне, которую мы называем жизнью, но за горизонтом есть прекрасное ничто, в котором можно раствориться. А из-за того, что в книге нет какого-никакого конфликта, Саша не меняется и просто ползёт по сюжету, финал получается грустным пшиком, заставляющим задуматься, а зачем это всё было? (смысла-то нет! всё пустота! вот же гений!)

В общем, я пошла открывать окна.