Больше рецензий

panda007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 августа 2013 г. 07:45

965

4

• В юности он пытался покончить жизнь самоубийством, пуля чудом прошла мимо сердца
• Он верил в чертей, и некоторые считали, что он продал душу дьяволу
• На несколько лет он был отлучён от церкви
• Он любил жуликов, фальшивомонетчиков, попрошаек, бродяг и прочих «странных» людей
• Человечество же в целом было ему глубоко противно
• Первым серьезным ценителем его творчества был добрый жандармский генерал, который и благословил его на литературную стезю.
• Слава его была сверхъестественной: в губернских и уездных городах появились его двойники
• Он умудрился рассориться со всеми лучшими друзьями
• Зато женщины его любили, кроме законной супруги у него было несколько гражданских жён
• Смерть его окутана тайной

Вот таким колоритным персонажем был Максим Горький. И если я кого терпеть не могу со школьной скамьи по сию пору, то это он. Горький для меня – образец корявого стиля, антиНабоков. Если уж совсем начистоту, я вообще не могу воспринимать автора зубодробильной «Матери» и скучнейшего «На дне» как писателя. Да, невероятно талантливый конъюнктурщик. Лукавый человек, чей образ жизни резко расходился с его же текстами. Многим, говорят, помог. Главным образом тем, кого я не люблю. Тем же, кого люблю, не помог, хотя и мог. За что мне любить Горького?
Однако я всегда держу в голове, что я могу быть неправа. Вдруг найдётся умный человек, который мне покажет, что Горький не так плох? Да вот, хотя бы Басинский. Написал же он отличную книгу про Льва Толстого.
Но, видимо, книга про Горького по определению не может быть отличной – не тот герой. Уж как автор старается доказать, что слава Горького заслужена, а все виднейшие писатели России, которые весьма критично отзывались о его творениях (один Лев Николаевич чего стоит, с его вечным «фальшь, ужасная фальшь», точнее о Горьком и не скажешь) чуть ли не жалкие завистники. Эффект получается обратным: любишь Горького всё меньше и меньше. Особенно когда он берётся рассуждать о тупой стране Америке, бездарном поэте Блоке и т.д. Не знаешь, плакать или смеяться. Самолюбование и апломб Горького поразительны. Впрочем, в ситуации «из грязи в князи» это часто бывает. И с каждой главой он выглядит всё мельче и мельче.
В книге Басинского очень мало сказано собственно про литературу, про написанные основателем соцреализма тома. Хотя что тут говорить, всё ясно.

Прочитано в рамках флэшмоба "Урок литературоведения"

1 2

Комментарии


антиНабоков

Хотелось бы спросить о Набокове. Вы привели его просто для примера или Вам нравится его творчество?
Я - терпеть его не могу и вместе с тем хочу дознаться, чем людям нравится его творчество? Не поможете? В общих чертах: хорошо вот это, это и это. И если возьмётесь объяснять мне (а если нет, то я всё понимаю), то говорю заранее, что я не воспринимаю утверждения, вроде - хороший стиль и прочее. Чем собственно хороший? Я видал и получше.
А вообще моя позиция такова, что Набоков категорически не понимал русскую литературу и смертельно завидовал нашим классикам, поэтому и приловчился, в отместку, писать хорошим стилем, ибо ничего кроме него я у Набокова не нахожу.
p. s.
Кстати, по этому поводу высказывался Шишкодрёмов в рецензии на его лекции.


Нет, я г-на Набокова не люблю, хотя и считаю его писателем талантливым. Собственно, хорошо в нём всё: чувство жанра, выстроенные композиции, своеобразие не только языка, но и взгляда на мир и стиль в первую очередь. Набоков - стилист блестящий, чувство языка у него изумительное, а литература, в первую очередь, это и есть владение словом, если хотите, упоение словом. Поэтому не ценить Набокова я не могу, но любить тоже не могу - мы с ним не совпадаем. Больше того, его словесные изыски нередко меня утомляют. Кроме того, я не люблю изысков ради изысков, а этим он тоже грешит. Форма периодически начинает подминать содержание, что не есть хорошо. Как-то так.
К слову, кто в русской литературе стилист получше? С Набоковым разве что Тургенев сравнится по владению языком.
Моя позиция обратна: Набоков, как писатель (и человек) тонкий, русскую литературу понимал прекрасно, но был крайне субъективен. Приловчиться писать хорошим стилем невозможно, стиль - это единственное в литературе, чему нельзя научиться, он либо есть, либо нет.


Ясно. Спасибо.
Словесные изыски, Вы упомянули их, и вспомнился мне «скипетр моей страсти» из «Лолиты». И я понимаю Вас. Вчитываясь в ряд эпитетов в «Лолите» невольно возникает чувство, что автор просто забыл остановиться вовремя.
Но Вы так же спросили о стиле. И тут моя вина – громкое утверждение, брошенное мной, не имеет смысла, если не знать, что я иначе воспринимаю понятие стиля, чем того требует литературоведение.
Стиль я воспринимаю как некий языковой инструментарий, который позволяет автору чувствовать себя наиболее свободно в собственном тексте. И который при этом имеет не столько высокохудожественные данные (а я полагаю, что не всё, что хорошо написано уже литература), а именно «классическую» глубину. Повторюсь, стиль, для меня, эквивалентен свободе – это выраженное через языковые средства «я», поэтому ни форма (Набоков), ни содержание, ни что другое не должно этой свободе мешать, не должно быть ни целью, ни экзальтацией, иначе не будет искренности. Поэтому стиль есть у всех, но не все его нашли, не все к тому стремятся, не всем нужен «свой голос» над которым ничто не довлеет.
Поэтому у многих писателей есть стиль, но читателем он оценивается как по мере его раскрытия, так и в силу читательских воззрений. Поэтому для одних стиль Булгакова будет выше стиля Набокова, а иные, влекомые стариной, променяют всего Набокова, с лысины до пяток, за тексты древнерусских летописей.
Для меня же Набоков – это хирург. Он знает где, что и когда нужно отрезать, но режет опухоль не из желания помочь, а так, удовольствия собственного ради.
Вы просили меня назвать имена литераторов, но я, кажется, абстрактно уже ответил. Но хочу заметить, что Вы загнали меня в рамки русских литераторов, где всё субъективно, но я не только не указывал на национальную принадлежность авторов, но даже о том, что речь о художественном тексте, у меня не говорится.
И если в плане стиля на западе я выделяю больше других «Игру в бисер», то у нас я выделяю Флоренского. И действительно, даже если ничего не понимая заглянуть и прочесть хотя бы до половины его «Иконостас», то невозможно не заметить то, что мы назвали стилем. Ибо в тексте – величайшая целостность, сама структура несет… покой, уже не говоря о том, что Флоренский вводит порой новую терминологию, даёт словам добавочный смысл и текст у него играет оттенками. Не выходя за рамки канонов и просто русского языка, Флоренский сотворил нечто новое, ему словно тесно и он выводит языковыми средствами описание и собственную мысль в новую систему. Не один я подмечал, что у него иной подход к языку. (Выход за каноны, который я не оценил, был у С. Соколова).
Завершаю. Так как не готов к дискуссии о понимании Набоковым русской литературы.

1 2