Больше рецензий

6 июля 2022 г. 12:35

3K

3 Ты — один из счастливчиков, родившихся в США, ты можешь ехать куда угодно

В 2008 году впервые со времен Второй Мировой войны случился глобальный финансовый кризис. Катализатором эксперты назвали кризис американской ипотеки. Сочетание американского стиля жизни в кредит и желания спекулянтов извлечь прибыль из воздуха привело к тому, что на рынке надулся ипотечный пузырь, а когда он лопнул, случился коллапс мировой экономики. Многие, скорее всего, смотрели фильм "Игра на понижение" (2015), который красочно и динамично рассказывал историю нескольких вовремя подсуетившихся и ставших баснословно богатыми трейдеров и вскользь затронул причины случившегося кризиса, но он даже близко не передал масштаб развернувшийся драмы. Во многом по тому, что фильм и не ставил задачу рассказать историю миллионов, в одночасье лишившихся всего. Вполне закономерно появление историй простых людей, вынужденных выживать в новых обстоятельствах. Так в 2017 году появилась "Земля кочевников" Джессики Брудер.

История создания книги во многом схожа с созданием "Гроздьев гнева". После Великой депрессии Джон Стейнбек три года собирал информацию об оки, жителях штата Оклахома. Банки отбирали дома фермеров, вынуждая людей кочевать по стране и наниматься на сезонные работы. Брудер также в течение трёх лет исследовала жизнь трудопутников - современных оки. Разница между героями в том, что в начале века переселенцами были, в основном, семьи и молодые мужчины, а в наши дни - женщины и люди «третьего возраста». В остальном без изменений — выходцы из социальных низов, которых экономический кризис и глобализация добили, и — в редких случаях — жертвы собственного неумения строить судьбу.

Разница между "Гроздьями гнева" и "Землей кочевников" как произведениями заключается в производимом эмоциональном эффекте. Оба автора начинали работу с журналистских заметок, но у Стейнбека они легли в основу художественного произведения, за его героев которого переживаешь как за хороших знакомых, Брудер же опубликовала журналистский репортаж, столь же точный, сколь и холодно-отчуждённый. "Земля кочевников" вышла злободневным эссе о проблемах общества, о бесправии, о том, что глобальный сверхкапитал и сверхгибкая экономика творят с малыми мира сего, которыми, по большому счёту, являемся мы все. Но как оголенной публицистике, книге не хватает человеческого сострадания и художественной красоты, объёма.

"Земля кочевников" - тот самый "сухой" нон-фикшн, который носит прикладной характер. Она послужит вариантом расширить границы собственной реальности и узнать об опыте, с которым многие не сталкивались, понять, что изменилось в социальном поведении трудопутников в сравнении с людьми "Гроздьев гнева", выживавшими в Великую депрессию, но не подарит потрясающий эмоциональный опыт: не заставит переживать за героев, не удивит их приключениям, не вызовет слезы сочувствия постигшим их горестями или ощутить радость сопереживания светлым моментам.