Больше рецензий

nastena0310

Эксперт

Записки Графомана

24 июня 2022 г. 21:58

674

5 Величайшая трагедия 20 века глазами жителя Малайи.

Воспоминания – это все, что есть у стариков. У молодых есть надежды и мечты, а старики держат в ладонях то, что от них осталось, недоумевая, что случилось с их жизнью. В ту ночь я с горечью оглянулся на прожитые года – от мгновений беспечной молодости через тягостные и ужасные годы войны до одиноких десятилетий после нее. Да, можно сказать, я испытал на своем веку если и не слишком многое, то уж точно почти через край.

О таких книгах довольно сложно писать, но ещё сложнее их читать. И виной тому не сложный язык или обилие фактов или объём, а те моральные силы, которые требует от тебя подобная история. Чем ближе к концу, тем чаще мне приходилось отвлекаться от романа на какую-нибудь лабуду в телефоне просто чтобы снова суметь вдохнуть и выдохнуть. Я довольно спокойно воспринимаю практически любую жестокость и насилие в художке (исключение - животные), так как хоррором болею с раннего детства, но вот когда под ужасами имеется в виду реальная история человечества - это воспринимать уже в разы сложнее. Потому что просто в голове не укладывается, что люди могут творить такое с другими людьми без всяких по сути на то причин, я могу понять ревность, месть, гнев, пусть они и выходят за грани разумного и дозволенного в отдельно взятых случаев (понять не равно принять если что), но вот такое... Это реально за гранью моего понимания и хотелось бы, чтобы так могло сказать как можно больше людей.

Вторая мировая война тема актуальная до сих пор, болезненная и непростая, и я очень выборочно готова читать художку, ей посвящённую или использующую её как фон, но тут у меня шёл большой интерес, ведь понимание того, что в те годы реально весь мир был объят войной, не даёт подробностей о происходящем не на европейских, грубо говоря, фронтах. Это пропускается в школе, это редко встречается даже упоминанием в художественной литературе западных и отечественных авторов, и это то, что я вряд ли бы стала читать целенаправленно без совета проверенного человека или, как и получилось, клубных чтений. Я не сильна в географии и прежде слово Пенанг не вызывало у меня абсолютно никаких ассоциаций, теперь же я уже никогда не смогу забыть эту точку на карте. Для таких же, как я, небольшая инфа из вики: Пинанг, или Пенанг — штат в Малайзии, расположенный на северо-западном побережье Малаккского полуострова, в малаккском проливе. Штат состоит из двух частей — сам остров Пинанг и прибрежная материковая полоса Себеранг-Перай, — соединённых Пинангским мостом. Общая площадь штата составляет 1031 км². Административный центр — город Джорджтаун, население — 400 000 человек.

Когда-то сюда приехал предок главного героя - англичанин, сколотивший себе состояние на торговле каучуком, его потомки остались жить на Пенанге и, хотя связи с Британией не теряли, тем более, что она осуществляла протекторат над островом, считали себя истинными местными жителями. Филип Хаттон всё же выделяется как на фоне собственной семьи, так и на фоне местных жителей, сын англичанина и китаянки, полукровка, выродок в глазах как одной, так и другой нации, не одобряющих подобные союзы, даже несмотря на богатство и положение. И вот, ощущая эту свою инаковость, которая в Лондоне будет бить его ещё сильнее, он отказывается от очередной семейной поездки в столицу Великобритании. Оставшись один, только лишь со слугами, в семейном особняке восемнадцатилетний юноша знакомится с Эндо-саном, японцем, которому старший Хаттон сдал в аренду небольшой островок, находящийся поблизости. Встреча эта была судьбоносной и не только для них двоих, она волей-неволей повлияла и на всё их окружение. Филип становится учеником Эндо-сана, который практикует и преподаёт японское боевое искусство - айкидзюцу, и они постепенно становятся друг для друга гораздо большим чем учитель и ученик.

Но вот только на дворе конец тридцатых годов двадцатого века и очень скоро соотечественники Эндо-сана оккупируют Малайю и установят там режим, отличающийся сильной жестокостью. Я естественно слышала про Нанкинскую резню, и естественно понимала, что это не единичный случай, но всё же. Доносы, казни, пытки, уничтожение целых деревень по подложным обвинениям, ужасающие условия для военнопленных, истребление коренного населения - всё это не выдумки разошедшегося воображения писателя, всё это было и это страшно. Страшно осознавать, что война мало того что сама по себе явление ужасное, так она ещё и развязывает руки всякой дряни, которой хватает в любой стране, даёт возможность всяким моральным уродам следовать своим ужасным желаниям и издеваться над людьми, которые поневоле оказываются в зависимом положении: в тюрьме, в оккупации, в плену. Страшные времена, когда лёгкая смерть воспринимается как подарок и о ней можно попросить друга...

Понравилось, что автор не стал впадать в крайности или делать действующих лиц чёрно-белыми. Среди японцев есть вполне себе адекватные люди, у кого-то, как у друга Эндо-сана Танаки хватило мужества не участвовать во всём происходящем, несмотря на цену, которую пришлось заплатить за свой отказ, кто-то же менее смел и является частью происходящего, но хотя бы пытается остаться человеком, как Мацуда - комендант тюрьмы, где Филип пытался найти своего старшего брата. Есть уроды и среди партизан, которые точно также тащатся, занимаясь пытками и насилием, пусть они и направлены на врага, это их абсолютно не оправдывает. Да и доносами занимались не сами японцы, кто-то таким подлым образом мстил соседу/работодателю/знакомому, кто-то пытался обелить себя в глазах власть на тот момент имеющих и тому подобное. А освободители-англичане, действительно освободившие Пенанг в сорок пятом, тем не менее бросили местное население на растерзание оккупантам в самом начале войны, увезя с острова лишь британских подданных.

Неоднозначны и главные действующие лица, Филип становится коллаборационистом, прикрываясь тем, что хочет спасти семью, которая в полном составе (отец, два брата и сестра) отказались эвакуироваться с остальными англичанами. Но сколько в этом заботы о семье, а сколько желания оставаться рядом с Эндо-саном, и сколько банального страха и желания выжить? Думаю ни герой, ни автор, ни тем более читатель не сможет точно ответить на этот вопрос. То же и с Эндо-саном, он говорит о долге, об обязательствах перед семьёй, перед страной, но почему его слова зачастую звучат лишь как попытка оправдаться? Сложно здесь всё, и оценивать поступки главных героев я не возьмусь, соглашусь с Митико, старой знакомой Эндо-сана, что приехала перед смертью на Пенанг, чтобы узнать о последних годах его жизни: Я не собираюсь вас судить. Я не могу ни вынести вам приговор, ни простить. У меня нет таких прав. Ни у кого их нет.

Помимо исторических событий, поданных через судьбы людей, сквозь всё повествование красной нитью проходит тема судьбы и предопределённости. Филип, будучи ребёнком по сути трёх культур, не сильно религиозен и поначалу лишь удивляется, когда Эндо-сан говорит ему о перерождении и их встречах в предыдущих жизнях, а дед по материнской линии считает, что со всем можно смириться и пережить, ведь это вся наша жизнь идёт по уже заранее намеченному кем-то всемогущим плану. Он противится этой мысли, ратует (как и я) за свободу воли и свободу выбора, за то, что лишь мы творцы своей судьбы и сами должны отвечать за всё хорошее и плохое нами совершённое. Но под конец в разговоре всё с той же Митико он задумывается над таким своеобразным симбиозом судьбы и воли: - У нас должна быть свобода выбора. Вы знаете стихотворение про две дороги, одна из которых остается не выбранной? – Да. Оно всегда меня забавляло: кто тогда создал те две дороги? Довольно интересная мысль, которую и мне легче принять.

Книга произвела на меня очень сильное впечатление и я обязательно ещё вернусь к автору, когда снова наберусь сил для подобных историй, но советовать её могу только тем, кто готов читать на такие темы, потому что она реально бьёт наотмашь. На этом буду заканчивать, хотя в голове ещё крутится много мыслей, например можно отдельную рецензию написать по второстепенным героям, который прописаны ни чуть не хуже основных и о которых тоже бы хотелось поговорить, ведь у каждого из них была своя и зачастую страшная судьба. Юный Кон - сын главы китайской мафии, ушедший партизанить и не вернувшийся из-за дурной девки. Изабель - старшая сестра Филипа, которая не могла бороться скрытно, но нашедшая в себе силы простить, умирая. Отец Филипа, любящий своих детей, гордившийся ими и совершивший для них действительно всё. Тот же дед-китаец или Танака-сан, о каждом бы хотелось сказать, но, наверное, невозможно в отзыве или рецензии уместить все свои мысли и впечатления от действительно стоящей и запавшей в самое сердце книги.



Прорицательница, давным-давно умершая, сказала, что я был рожден с даром дождя. Теперь я понимаю, что это значит. Ее слова не были проклятием, но и благословением тоже не были. Подобно дождю, я многим принес несчастье, но даже чаще дождь приносит облегчение, ясность и обновление. Он смывает боль и готовит к новому дню, даже к еще одной жизни. Состарившись, я обнаружил, что дожди следуют за мной и приносят мне утешение, словно души всех, кого я знал и любил.

картинка nastena0310
P.S.: Курсивом в данной рецензии выделены в основном цитаты.

Прочитано в рамках :
клуба "Аниме Игры"
клуба "Чарующая Азия"

Комментарии


Я бы не решилась такое читать. Людям требуется очень мало, чтобы "подвинуть" норму. То, что в обычной жизни они сами бы осудили, в определённых обстоятельствах они творят с оправдашкой "а чо такова?". Понимаю, что не смогла бы пройти сквозь такую книгу.


Вот да, так и есть и это страшно(((

Понимаю, поэтому такие книги всегда рекомендую только с предупреждением.


Да уж. Либо это будет правдиво и пробивать насквозь, либо фальшиво и потому дико бесить...


Ну да, и при этом в обоих случаях положительных эмоций не жди, хотя вот ты знаешь у меня послевкусие здесь несмотря ни на что хорошее, светлая грусть какая-то...


Да, искренние вещи пробивают, но и отдача от них отличная.


Это точно


^___________^


Пока не читаю, попозже прибегу. Я опять опаздываю к обсуждениям, но книга в ближайших планах.


Давай, Наташ, возвращайся, тут точно есть о чём поговорить.


Я не собираюсь вас судить. Я не могу ни вынести вам приговор, ни простить. У меня нет таких прав. Ни у кого их нет.

Очень мудрая и глубокая мысль, люди так любят судить и выносить приговор, будучи уверенными в том, что уж сами - то они поступили бы в аналогичной ситуации по - другому...


Это да, я обычно в художке тоже не церемонюсь, но не в таких случаях...


Тут от жанра еще многое зависит))


Естественно)


Какая интересная книга, забираю.


Тяжёлая, но очень стоящая.


Мне другой роман больше по духу пришёлся, но и эта достаточно сильная и серьёзная, некоторые вещи реально ужасают


До другого тоже планирую добраться, но меня изначально из двух его книг эта больше привлекала, больше люблю повествование от мужского лица)


У меня какой-то страшный выбор: читать, или нет.


Ой, Милуш, такие книги сложно рекомендовать, но меня давно так не размазывало....


Понимаю. Закину себе на всякий случай.


Правильно, запас карман в данном случае не тянет)


Тяжелая смотрю книга, но зато сильно зацепила. Такое стоит читать хотя бы из-за эмоций...


Да, Настюш, так и есть, тут главное дозировать такое.


Сильно тебя зацепило. Пока не хочу тяжёлых эмоций, но книгу запомню.


Сама не ожидала, катком по мне проехалась... Но книга стоящая, запоминай на будущее


Да, забрала себе.


Буду ждать


Ох, какая тяжёлая тема! Согласна, что такие книги нужно читать.


Очень тяжёлая, но нужная... Я часто такое читать не могу, но всё же хоть иногда стараюсь.