Больше рецензий

22 июля 2013 г. 23:33

587

4

Я совершенно не собирался писать рецензию на эту книгу, читал ее для статьи посвященной андрогинности. Но так вышло, что единственная рецензия на лайвлибе дает не просто искаженное представление об этом, несомненно заслуживающем внимания, произведении. Она вообще ничего не говорит о книге, только о рецензенте.
Начать стоит с Мишеля Фуко. Воспоминания Гермафродита - часть серии "Паралельные жизни", которую собирал философ, кроме того он касался этой темы в "Истории сексуальности". Почему же его так заинтересовала история Эркюлин Барбен, и чего совершенно не увидел рецензент, столь занятый описанием собственного отношения к проявлениям человеческой слабости?
Это без сомнения уникальная история. Мужчина физиологически имеющий женские черты и способный к коитусу в обеих ролях - такое заключение делается в медицинских документах, дополняющих произведение. Весьма способная девушка, никогда не отличавшаяся красотой испытывает тягу к ровестницам. Всю жизнь окруженная женщинами, будь-то период ее обучения на учительницу или годы преподавания в пансионате для девочек, она прекрасно понимает женщину. Ей доверяют самые сокровенные тайны. Но в то же время, она переживает странные ощущения, как психологической так и физической природы. В итоге у нее разгорается страстный роман с учительницей, дочерью хозяйки пансиона, где она работает. Любовные отношения кажутся окружающим слишком близкой дружбой двух подруг - благо на дворе 19 век, а значит пылкие признания в любви воспринимаются как знак привязанности, но не как претензии на физическую близость. Наш герой замечает свою, отличную от женской природы, сущность. Очень по мужски - он не довольствуется тайным обладанием одной, пускай и беззаветно преданной женщиной, но открывает свой истинный пол, в тайне мечтая о дальнейшей, полной любви, жизни.
Наказания постигшие его - сплетни и пересуды, неудачи и одиночество. В конце концов он умирает, отравившись угарным газом в нищей квартирке в Париже.
Фуко интересует его образ мысли, его переживания себя то женщиной то мужчиной. В тексте эти различия подчеркиваются отношением автора к себе. В одних случаях, автор пишет о себе как о девушке, называет себя "девочкой", в большей части книги он определяет себя как мужчину. Это очень интересный момент - он определяет себя как девочку, преимущественно в раннем возрасте, а мужчиной - в более зрелой.
Думаю, это свидетельствует о борьбе полученного в детстве и девичестве воспитания и осознания себя мужчиной. Произведение интересно тем, что автор не знал о самой возможности такого существования, совмещения в себе мужского и женского начала. Поэтому многие из его наблюдений о собственной природе поражают неискушенностью и непониманием процессов, с ним происходящих.
Автор довольно умен - чего стоят его едкие заметки по поводу взаимоотношений молоденьких учительниц пансионатов и местных кюре. Его наблюдения о зависимости женщины от покровительствующего ей чиновника, ее беспомощности перед ним. Заметки о человеческих характерах, о способности людей не видеть очевидного - все это придает дополнительную остроту этой автобиографической истории.
Если же суммировать все сказанное - мы обладаем уникальной возможностью, подсмотреть в замочную скважину за уникальным представителем человеческого рода. Проследить его отношение к себе, становление мужского начала в девушке. Если воспринимать литературу как тексты - опыты чужих жизней, это произведение просто прекрасно. Его можно читать, постоянно меняя фокус - то как лесбийский роман (период жизни в пансионате и роман с Сарой), то как психологическую драму об инаковости, то как несколько язвительное созерцание среды.
Рецензенту я бы хотел напомнить, что читатель пишет книгу наравне с автором. И если в в том романе, что вы написали, речь идет только о слабости и страдании, которые вы столь презираете, возможно произведение стоит переписать. В любом случае, человек лишенный идентичности, гонимый и стигматизированный, как всегда гонимы и стигматизированны те, что отличаются от "обычного" человека, безусловно заслуживает сострадания.