Больше рецензий

28 мая 2022 г. 11:28

665

4 «Я думаю, что, когда ты подросток, тебе просто хочется найти виноватых, если происходит несчастный случай». (с)

Книга 2 — «Дикая охота» — рецензия
⠀⠀⠀Хотела другие книги Уны Харт прочитать? Сказано — сделано. Я слышала много хорошего про эту дилогию. Вуаля, искра и предвкушение. Конечно, случился диссонанс между книгами «Когда запоют мертвецы» (КЗМ) и «Троллий пик» — из-за разницы стиля, подачи, слога. Ощущение, будто два разных автора. Но при этом осталось положительное впечатление после прочитанного. Легко и непринужденно. С тривиальной основой, но интересным наполнением. Обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Эта история начинается с таинственного исчезновения, которое кардинально меняет жизнь шестнадцатилетней Грейс. Привычная жизнь закончилась, и теперь ей придется привыкнуть ко всему новому, находясь в доме тети Вивиан, о которой она так мало знает. Тайна исчезновения матери тесно переплетается с загадочностью Вивиан, которая тоже хранит свои секреты, способные свести с ума. Странное поведение, десятки испорченных туфель, появление в неожиданных местах, странный рацион. Открыв одну необычную дверь, Грейс впускает в свою жизнь неведомые явления и невероятных существ. Жизнь точно не будет прежней. И действительно появляется вопрос: готова ли она узнать правду о своей семье?
⠀⠀⠀Книга отличается динамичностью сюжета: быстрая экспозиция, хорошее развитие действия, сильная кульминация и интригующая развязка. Возможно, не хватало какой-то постепенной адаптации Грейс в новых условиях: мать пропала, переезд, новые условия. А тут сразу насыщенные события, тайны и неожиданные гости. Вот как будто только ее ждали. Еще как удобно, когда школа не фигурирует в сюжете (только намеки). Возникает вопрос: а что, так можно было? Концовка книги оставляет интригу, и, естественно, хочется продолжить чтение. Можно сказать, что баланс неожиданностей, интриги и развития сюжета соблюден. Все ружье, заложенное в сюжете, выстрелило.
⠀⠀⠀Основа сюжета весьма проста (но тривиальна) — подросток, переезд к малознакомой родственнице, тайна с родителями, загадочные события. Не хватало обычных подростковых проблем для полной картины (только некоторые намеки на колледж, профессию, отношения). А еще: не все так однозначно! Но эта основа сюжета, которая постоянно встречается в YA, переплетается со сказочными явлениями и существами. Казалось бы, что нового или необычного в городском фэнтези? То, как Уна Харт вплетает сказочный мир, достойно восхищения. Во-первых, есть некоторая новизна в использовании фэйри. Не так часто фэйри представляют в таких образах (сумасшедшие, жестокие, действительно опасные). И без прикрас. Возможно, потом, по второй книге, ситуация поменяется, но пока первая книга радует в этом плане. Во-вторых, интересная идея использовать троллей и замок Сория-Мория (как и в КЗМ захотелось больше узнать об упоминаемых сказочных явлениях). В-третьих, сюжетный поворот с матерью главной героини — вся неоднозначность превратилась в неожиданность и даже пугающий элемент сюжета. Небольшие намеки на новизну, но так меняет тривиальную основу, которой только ленивый автор не пользуется. Но к слабостям вымышленного мира можно было бы отнести ощущение герметичности. Есть упоминания других домов, путешествие к Пику, магазинов и прочее. Троллий пик не так часто фигурировал, как дом Вивиан, хоть и есть связь между ними. Герметичность хороша для детективов, например, в книгах Агаты Кристи. Тут же скорее это слабость.
⠀⠀⠀Стиль отличается от того, что было в книге КЗМ. Более простой, легкий, незатейливый. Такой, какой чаще всего встретишь в YA. И не было таких погрешностей с громоздкими и странными сравнениями, которые встречались в КЗМ. Возможно, не хватало сложности, насыщенности, глубины. Лучший вариант: сначала читать дилогию, а потом перейти к КЗМ. Иначе ощущение, будто ты переходишь от фильмов К. Нолана к фильмам КВМ (примечание: сравнение с Марвел — не принижение). Но все-таки была притягательность в повествовании: вроде просто, но так ловко запрятана интрига; вроде так легко, но авторка умела водить за нос. И, конечно же, есть определенная атмосфера, которая не так сильно проявлялась в самом начале. Но когда в сюжет вводятся сказочные явления, то появляются пугающие нотки. Чего стоит встреча в машине или события в доме. Сильно, безумно, зловеще.
⠀⠀⠀Главная героиня — шестнадцатилетняя Грейс, у которой мама таинственно исчезла. Она верит, что Лора жива, но нужно продолжать жить дальше. Видимо, сильные героини у Уны Харт в почете, за что большое спасибо. А то видеть сопливых девочек, которые страдают отсутствием логики, надоело (да, они имеют право на существование, но, когда логика исчезает с первых же страниц и до конца, это грустно). Но ее необычно быстрая привязанность к Томасу — тот еще номер. Но кто не без изъянов, иначе это было бы все искусственно. Описывая Грейс, можно сказать: она стойкая, умная, задающая важные вопросы (так и хочется сделать отсылку на Тоурдис), эмоциональная. Она может высказывать интересные мысли, о которых стоит задуматься: «Я думаю, что, когда ты подросток, тебе просто хочется найти виноватых, если происходит несчастный случай». Есть потенциал, и поэтому за ней интересно наблюдать.
⠀⠀⠀Тетя Вивиан играет важную роль в сюжете — от нее зависит судьба Грейс. Казалось, она будет как Вивиан в дилогии Адрианы Мэзер («Как повесить ведьму» и «Призрачный омут»). Но каким приятным было удивление, когда она начала развиваться в сюжете. Странное поведение, но тяжелая история; холодность, но при этом попытки в заботу; сила, хоть и сломленный дух. Противоречивый персонаж, вызывающий сочувствие. Другие персонажи мало запомнились, но есть интересные намеки по поводу Александра, Лоры, Рауля и Гидеона.
⠀⠀⠀Сильные стороны (плюсы): Грейс и Вивиан — как интересные персонажи; интересное наполнение тривиальной основы сюжета; динамичность сюжета и интригующая концовка.
⠀⠀⠀Моменты, вызывающие сомнения (не плюсы и не минусы): авторский стиль (после «Когда запоют мертвецы» получился диссонанс, и это проблема); ощущение герметичности происходящего; не хватает глубины в стиле.
⠀⠀⠀Слабые стороны (минусы): не найдены.
Выводы:
⠀⠀⠀Читать эту дилогию после КЗМ действительно трудно, но хочется верить в гибкость стиля и слога Уны Харт. Получилось городское фэнтези, которое построено на тривиальном фундаменте, но облагорожено интересными деталями. По крайней мере, наполнение книги вызывает интерес. Сюжет динамичный, а концовка так и заставляет подумать: что же будет дальше? Только есть некоторое опасение, что вторая книга может оказаться хуже, но, может быть, такое ожидание будет опровергнуто. Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Да. Легкий, но насыщенный сюжет с сильной главной героиней, которая может постоять за себя и которая умеет задавать логичные вопросы (как себе, так и остальным). Есть пугающая атмосфера, которая дополняется необычным использованием всем известных образов сказочных существ.