Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 мая 2022 г. 01:29

974

3

Не сказать, чтобы мой кредит доверия Марише Пессл был очень большим, но давным-давно прочитанное "Ночное кино" было достаточно захватывающим, а громкие хвалебные отзывы и все эти "удивительный дебют", "беспрецедентно высокий аванс" невозможно было пропустить мимо ушей. "Ну, народ врать не будет" - подумала я, и смело бросилась штурмовать кирпич с легкомысленными цветочками на обложке. И, конечно, ошиблась.

Больше всего меня заинтриговало то, что Мариша окрестила свою книгу "энциклопедической". В жгучем желании узнать, как художественный роман может быть ещё и энциклопедическим, и предвкушая открытие новых горизонтов, я включила аудиокнигу. Через пять минут впала в недоумение. Через десять - в уныние. Через пятнадцать выключила её навсегда, потому что слушать это оказалось невозможно. Оказалось, что "энциклопедичность" заключается в огромных, по большей части совершенно неуместных и излишне подробных сносках к каждому упоминанию какого-то культурного явления, фильма, актёра, книги, писателя и т.п. Так уже на первой странице, только-только начав погружаться в историю, ты вынужден прерываться на разъяснения о том, что вот это ссылка на пьесу Бернарда Шоу, кстати, по ней поставили мюзикл, а ещё фильм был, и он взял вот столько "оскаров", а ещё в нём играли вот эти актёры. А вот в комнате на плакате изображён актёр, и сразу же указано, в каких фильмах играл, лауреатом каких премий стал.
Перестав понимать, что именно я слушаю - обещанный роман о любви и предательстве или энциклопедию кинематографии, я подумала, что дело в аудиоформате, который не слишком подходит для этой книги, и взялась за текст.
Сильно лучше не стало, но пропускать километры вставок уже было гораздо легче.
Просматривать их, правда, всё равно приходилось, потому что автор внезапно ни с стого ни с сего использовала две такие вставки в художественных целях - в первый и в последний раз, ничем не обусловив такое решение.

Разобравшись с "энциклопедической" составляющей, я столкнулась с новой, уже неразрешимой проблемой: книга оказалась затянутой, жидкой, удивительно нединамичной и просто скучной. Две трети её нужно просто пережить, чтобы перейти к огоньку трети последней. А сделать это, учитывая героиню, чьё обаяние по диапазону приближается к пыльному столбу, и её токсичного отца, которым нам предлагают восхищаться, ой как непросто.

Итак, юная Блю, которая в русском переводе стала Синь, превратившись, видимо, в китаянку... не, ну правда, Blue - вполне себе нормально звучит, ничем не хуже, например, Pearl, в Америке встречаются имена и позаковыристее. И адаптировать имя для российского издания было совсем необязательно. Но получилось то, что получилось. Так вот, Блю, вместе со своим отцом Гаретом постоянно переезжает с места на место, не задерживаясь в одном и том же месте дольше, чем на полгода. На этот раз они снова приезжают в тихий городок, где Гарет получил новое место преподавателя, а Блю предстоит окончить здесь колледж.
Казалось бы - героиня-одиночка, которая очень много читает - беспроигрышный вариант. Но Блю настолько занудна, высокомерна и скучна, что никакая начитанность не спасает. Она бесконечно перебирает цитаты - настоящие и выдуманные, задаётся самыми разными вопросами, увы, оставляющими равнодушным читателя, и даже когда у неё появляется компания, Блю остаётся той же бесконечно умничающей занудой. До знакомства с ней, я думала, что главная зануда - это я...

Блю каким-то чудом принимают в компанию местных аристократов, сгруппировавшуюся вокруг молодой и яркой преподавательницы Ханны Шнайдер. Собственно, Ханна и навязала общество Блю своим клевретам, и те вынуждены терпеть её присутствие в доме Ханны, где по традиции и собирается привелегированная четвёрка. А потом уже не только в доме - Ханна навязывает Блю своим юным друзьям с упорством, достойным лучшего применения. Из начала книги мы знаем, что Ханна умрёт, но до этого события - как до Луны, ведь сюжет движется с грацией и проворством постоянно подпинываемого сапогом вомбата, засыпающего на ходу.
Ближе к концу книги, когда я, стеная и изнывая от скуки продолжала бороться за количество перевёрнутых страниц, вомбат вдруг ожил и сплясал лихую джигу, обеспечив наконец обещанный экшн. И я даже воспряла духом, потому что страниц оставалось ещё достаточно, а терпения мне не занимать. Но джига окончилась так же внезапно, как и началась. И в финале я осталась стоять с пустыми руками, растерянная и жалкая. И времени потраченного никто не вернёт.