Больше рецензий

10 июля 2013 г. 21:14

239

5

Отечественная литература обозначена многочисленными монстрообразными образами, которые не только обожаемы читателями, но и помогли авторам навсегда избавиться от своих тяжких, имеющих корни где-то в глубоком детстве, комплексов. Взять хотя бы Электроника Велтистова. Универсальная машина-робот, защищенная со всех сторон, а потому и проповедующая что угодно, на выбор. Две своих детских проблемы - отношения с людьми и физическое воздействие, Велтистов воплотил в образе Электроника, сделав его непобедимым и гоняющих хулиганов во имя справедливости. Самый умный и самый сильный - что может быть кошмарнее. Отношениями он более того - манипулирует, уверяя, что и машину можно научить человеческим эмоциям.

У Фандорина схожие проблемы, но не во всем. Проблему физического воздействия Акунин решил с помощью малообъяснимой фигни, которая действует по принципу "Астерикс хлопнул волшебного зелья" или "Бамсе снова самый сильный медвежонок". У Акунина это выглядит "и тут мягкий Фандорин вновь превратился в человека тверже стали". Занятно с точки зрения реальной жизни - представляется Акунин, застигнутый в подворотне хулиганами и щелкающий пальцами, чтобы появился его 8-й дан японского карате. Вторую свою проблему - стандартную непрактичность лирика, Акунин решил еще более радикально, наградив Фандорина волшебным свойством все и всегда выигрывать. Действительно, при таком раскладе и деньги-то не нужны. Кроме всего прочего, становится бессмысленной тяга к азартным играм, которая у него присутствовала всю жизнь в крайней форме до трясучки в лучших традициях Достоевского.

Таким образом, из подобных героев можно лепить все, что угодно, ибо первейшими у них всегда будут какие-то высшие цели. Для подобной фантастической личности стать сыщиком, да еще и для особых поручений при генерале-губернаторе - это верх приспособленчества и наглядная демонстрация того, что человек не живет во имя высших целей, а ищет местечко потеплее и чтобы было нескучно. Во всем остальном - все чистая правда, поэтому цикл о Фандорине вышел такой реалистичный. У подобного мужчины-мямли действительно всегда будут проблемы с женщинами, которые он будет решать посредством жалости к самому себе, особенно если усугубить свою личность заиканием. Что касается - дедуктивных построений и распутывания логических задач - здесь Акунин буквально тащится от самого себя, хотя, нужно ли обращать внимание на то, что это не его конек. Ну, и обязательные страшилки в виде оторванных пальцев, рук, других частей тела, мистическое бормотание "азазель" и тому подобное. Боюсь-боюсь.