Больше рецензий

11 мая 2022 г. 15:05

131

3

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы рассказать вам о своей попытке доползти на гору Фудзи, про которую я так много слышал, и которая вновь не удалась - Пелевин писатель не моего уровня, чьи книги я понимаю концептуально, но не люблю в плане изложения. Делает ли это его плохих писателем? Конечно же нет, ведь речь идет о вкусовщине, в которой не может быть некой "объективной истины". Что хорошего в самом гениальном и цепляющем за душу произведении (с точки зрения автора, разумеется), если оно не понравилось читателю?

Так что если вы не любите творчество Пелевина, то это нормально, друзья. Вы не "не доросли" до его уровня. Просто вам не нравится то, как рассуждает и пишет этот человек. Или вы не согласны с его убеждениями и идеями, которые он высказывает в произведениях. Да мало ли причин для того, чтобы не восхищаться книгой? Аналогично (и даже проще) обстоит позиция с теми. кто обожает его творчество. Тут нужно просто открывать их отзывы, и люди сами напишут в своей хвалебной оде о причинах любви этих произведений.

Я за взаимное уважение к друг другу. Неважно как вы относитесь к творчеству того иного писателя. Неважно какой жанр вы обожаете, а какой не можете терпеть. Главное уважать человека с отличной точкой зрения для того, чтобы увлечение книгами не переросло в желание оскорбить друг друга за "отвратительные вкусы". Как сейчас помню один тематический форум, на котором меня пытались смешать с землей за то, что Толкиен мне не нравится, а вот Перумова я почитываю. Да, почитываю, и что?

И создателя хоббитов я уважаю как человека, который подарил нам много интересного материала и идей для целого литературного направления. Просто конкретно его мир и история мне кажутся немного непродуманными и странными с точки зрения поведения злодеев. Начиная от Мелькора, и заканчивая Сауроном. Вбухать свою силу в артефакт, который ты можешь потерять, и от которого ты напрямую зависишь - не самое умное решение. Впрочем, те, кто читали трилогию, знают об этом и без меня.

"Тайные виды на гору Фудзи" - относительно свежее произведение Пелевина. Не знаю, делят ли его поклонники романы по каким-то временным рамкам или идеям, но в этот раз писатель решил покорить гору Фудзи, на которой его персонажам должен открыться сакральный смысл жизни. А еще возможность стать отрешенным и счастливым. Почему такое странное название? Вот тут в кои-то веки я действительно готов похвалить автора за фантазию - в названии полностью скрыт смысл произведения.

Я бы при всем желании не смог придумать более подходящей фразы для романа.

И несмотря на то, что я остался равнодушен к прочитанному (в силу своего образования и увлечений я и без откровений Пелевина неплохо разбираюсь в буддизме и его разных концептах и школах. Но спасибо и на том, что он не ударился в откровенную ересь ради красного словца или сюжета. Я приятно удивлен), я могу даже, наконец, рекомендовать именно этот произведение всем, кто ранее не читал Виктора для знакомства с его творчеством.

Эта книга полностью законченное и самостоятельное произведение, в котором в полной мере раскрывается его талант и умение работать с языком. И вам или понравится то, как он пишет. Или нет. Я же не знаю какие у вас предпочтения и вкусы. Тут все индивидуально, и невозможно с высоты своей "книжной горы" что-то так просто порекомендовать другому человеку. Никогда не знаешь какая история вызовет отклик в душе читающего.

А что оставит его равнодушным. В то времчя как я плакал навзрыд над строками шедевра. Так что люди все разные, даа.

Про что книга? ИМХО - про поиски счастья у людей. Здесь можно выделить двух центральных героев, вокруг которых и будет строится все происходящее на страницах произведения. И есть еще один довольно скользкий менеджер, который постоянно ассоциировался у меня со змием из Эдемкого Сада, который соблазняет Еву плодом с Древа Познания. Не знаю почему, у него даже роль не такая, как в этом предании, но я не мог отделаться от этой навязчивой мысли, которая не покидала меня.

Так что если вы устали от рутины жизни, ваши муж/жена/коты/собаки/дети/ничего вас не радуют, то возможно, что пришла пора представить себя маленькой улиткой, которая ползет на гору Фудзи.

Поможет ли это вам? Читайте книгу, друзья. Могу только добавить еще то, что слог Пелевина достаточно специфичен и местами может показаться отталкивающим своей манерой изложения. И это нормально - он всегда так странно пишет. Человек умеет работать с языком, это видно по его сложным построениям и образам, которые он создает с помощью слов. Но его желание быть оригинальным автором иногда только вредит тексту ИМХО, но иногда я четко вижу параллели с Палаником, который тоже обожает играть с образами ради более насыщенной мысли в сцене или главе.

Вот только то, что у Чака получается непринужденно и естественно, то Паланик мучительно выдавливает из себя. И потому это получается неубедительно и сухо.

Опять же - это только мое мнение, и на истину я не претендую. На удивление, в целом произведение не вызвало у меня сильного отторжения во время чтения. Финал получился даже вполне логичным и естественным в срезе написанного выше. Но я не могу сказать, что получил некое эстетическое удовольствие от чтения. Просто закрыл для себя этот вопрос, так как мне хотелось освежить память новой книгой Пелевина и вспомнить почему он мне не нравится. Освежил и вспомнил. Спасибо.

Можно теперь забыть про его творчество еще на пару лет : ) А там, глядишь, мое отношение к его работам изменится. Так было с Харуки Мураками, так может случиться и с этим писателем.

Сюжет книги прозаичен и прост, несмотря на все попытки автора быть пафосным и крутым рассказчиком. Все выстраивается вокруг счастья. Того самого - чтобы для всех и сразу. И чтобы никто не ушел несчастным. Но если в "Сталкере" для этого потребовалась смерть молодой отмычки и неспособность главного героя связать воедино двух слов, который просто в немой молитве просил некий артефакт, способный дарить счастье, сделать так для всего мира, здесь этот вопрос поднимается в несколько иной категории.

Прежде всего, автор разделяет счастье на мужское и женское. И как бы я порой не говорил про равенство полов, то здесь я не могу с ним не согласиться. У нас действительно слишком разные порой причины для радости или горя. Я не говорю про "расположенность женщин к готовке у плиты" и про "расположенность мужчины валяться на диване с пивом, чтобы посмотреть футбол". Нет, я про более глубокое восприятие Бытия. Оно действительно разное. В глобальном понимании.

Если брать частные случаи, то понятное дело, что у меня и моих друзей зачастую будет разная точка зрения на этот вопрос. Но, повторюсь, что в глобальном ключе наши идеи словно сливаются в одну общую реку, и мы мысли в одном направлении. Так что здесь я спорить с Пелевиным слишком сильно не буду. Просто кивну головой в знак согласия.

И говоря про мужское и женское счастье, он подводит нас к этому понимаю с помощью своих персонажей - один из них прожжённый бизнесмен и циник, который всего добился, и теперь "бесится с жиру". А вторым героем является некогда роковая красотка, который в один прекрасный день оказалась у разбитого корыта - очередной "папочка" дал понять, что она стала жирноватой и старой для него, и что он нашел себе более молодую и привлекательную любовницу.

И как бы сильно не хотелось женщине обвинять всех мужчин в меркантильности, она САМА выстраивала годами именно такую модель поведения с ними - она дает им свое тело и возможность взаимодействовать с ним. А они дарят её деньги и другие бытовые вещи. Нет, не девушка с низкой социальной ответственностью, что вы. У неё всегда был только один "папочка", с которым спустя некоторое время она просто расходилась и искала другого. Считая это вполне нормальным и даже естественным процессом.

Она же красотка? Красота. А красота не должна работать, а только быть музой для мужчин, которые по своему развитию ближе к животному миру. А она выше всего этого. Ну или как-то так.

А потом она весьма удивилась тому, что выкинули ЕЕ. А не она поменяла очередного хахаля. И вот тут самый интересный поворот - после такого "несправедливого" отношения к себе она сразу решила стать феминисткой, и отстаивать права женщин, которых мужчины воспринимают лишь как игрушку для сексуального удовлетворения. Не чувствуете здесь некую иронию? Я вот чувствую. Но, наверное мне просто кажется.

И есть еще трети, теневой герой романа, который играет важную роль в книге. Именно он приходит к скучающему бизнесмену с предложением сделать его "счастливым". С помощью разработанного им способа, в котором есть несколько уровней погружения в проблемы прошлого, в зависимости от финансового кошелька очередного клиента. И много завязок на буддизм, да, Пелевин не был бы собой, если бы не ударился в постиронию над кажущейся всем остальным (кто никогда не изучал эту религию и философию в одном флаконе) миролюбивую проекцию существования человека и его места в этой и последующих жизнях.

Получилось неоднородно. Местами было смешно и увлекательно. А в других сценах было откровенно скучно и академически сухо, словно автор пишет не художественное произведение, а пересказывает мне лекцию с первых курсов религиоведения. Не без своих вставок, но они не спасали атмосферу от желания зевнуть и пролистнуть страницу дальше. Просто чтобы вернуться снова к персонажам, а не читать все это.

Сюжет взаимосвязан, то есть есть пересечение героев в одной точке произведения, а потом параллельная история с ... очевидным в хорошем смысле этого слова финалом. Если пытаться говорить об книге с точки зрения идей, то здесь Пелевин намешал сразу несколько жанров, сделав немного акцент на каждом из них. Тут и упомянутый мной уже ранее феминизм, и буддийские мотивы, с помощью которых автор и пытается найти то самое счастье, и религиозные собрания ведьм, которые тут тоже будут.

Как автор все это свяжет воедино? Читайте, друзья. Просто читайте, и все поймете сами.

Касаемо слога автора, то я уже говорил об этом выше, но просто повторюсь - мне не нравится как пишет Пелевин. Я не считаю себя глупым человеком, и понимаю его иронию, сатиру или образы. Но просто я не люблю эти нагромождения, шутеечки или попытки следовать моде постмодернизма. Так что концептуально я с ним зачастую согласен. Но вот реализация меня каждый раз разочаровывает. Здесь я предпочту сохранить нейтралитет.

Пошлость собственной мечты была так заметна, что Таня понимала: даже мечтать и горевать ей приходится закачанными в голову штампами, и по-другому не может быть, потому что через все женские головы на планете давно проложена ржавая узкоколейка, и эти мысли — вовсе не ее собственные надежды, а просто грохочущий у нее в мозгу коммерческий товарняк.

"Тайные виды на гору Фудзи" - история, которая не вызвала отторжения или вопросов в духе "что он хотел этим сказать". Но и утверждать, что роман мне понравился я не могу. А потому три балла из пяти.