Больше рецензий

Ruzhanochka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба.

10 мая 2022 г. 17:41

991

3 БОЛЬШАЯ ТРАГЕДИЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА.

"Осиная фабрика." Название этой книги так часто попадалось мне на глаза, что я решила добавить её в свой список для чтения. Отзывы на неё были самые противоречивые, от "мерзкой, вызывающей тошноту и брезгливость книжонки" до "маленького шедевра". С первых страниц книга мне показалась нудной и невнятной. Она состоит из разрозненных воспоминаний главного героя о прошлом вперемешку с эпизодами текущих событий. И нужно дочитать её до конца, чтобы паззл сложился в единую картинку и всё встало на свои места.

Речь идёт о шестнадцатилетнем подростке, с физическим уродством и отклонениями в психике, который живёт с отцом-отшельником в уединенном доме и имеет умалишённого старшего брата. Осиная фабрика смерти, Жертвенные Столбы, странные ритуалы с умерщвлением разных животных, три осознанных, тщательно спланированных убийства, совершенные главным героем в детстве, его регулярные попойки с другом-карликом. Всё это описано с такими мельчайшими подробностями, что читать действительно было нелегко, постоянно чувствовалась лёгкая тошнота и отвращение. И вместе с тем, это выглядело так гипертрофированно и выпячено, что, казалось, такого просто не могло быть.

К середине книги мне уже казалось, что я могу предсказать финал всей этой истории. И как же я ошибалась!!! Буквально на последних страницах книги события закрутились с такой быстротой, как стеклышки в калейдоскопе, и сложились в абсолютно новый, полный драматизма, финал. Это было так внезапно, так ошеломительно, что я долго не могла отойти от прочитанного.

Последние строки книги настолько потрясли меня  и врезались в память, что я решила добавить их к своей рецензии.



Мне хочется смеяться или плакать, или и то, и другое разом, а я сижу и думаю о моей единственной жизни и моих трех смертях. В некотором смысле четырех, после того, как рассказанная моим отцом правда убила мое прежнее я.

Но я и есть я, я — та же личность с теми же воспоминаниями, и теми же поступками, теми же (небольшими) достижениями, и теми же (отвратительными) преступлениями.

Почему? Как я мог сделать это?

Возможно, мне казалось, что у меня было отнято все по-настоящему важное, возможность — и способность — к продолжению нашего вида, она была украдена у меня еще до того, как я узнал ее важность. Возможно, каждый раз я убивал из чувства мести, ревниво наказывая единственным доступным мне способом тех, кто приблизился ко мне, тех, кто иначе стал бы тем, чем мне никогда не быть — взрослым.

Я потерял одно стремление и выковал себе другое, чтобы залечить свою рану, я отсек их, отвечая в моей невинности на кастрацию, хотя тогда я ничего не понимал, но как-то — вероятно через отношение других — чувствовал как несправедливую, непоправимую потерю. У меня не было цели в жизни или в продолжение рода, я вложил все свои силы в их угрюмую антитезу, противоположность и отрицание плодовитости, на которую могли претендовать другие. Мне казалось, что если я лишен возможности стать мужчиной, я стану большим мачо, чем все меня окружающие и поэтому стал убийцей, маленьким подобием жестокого героя-солдата, которому преклоняются практически во всех фильмах и книгах, которые я видел и читал. Я находил или изготавливал орудия убийства, мои жертвы были недавно произведены на свет в результате акта, на который я не был способен, в этом мы пока были равны, но потенциально они могли размножаться, хотя были еще неспособны проделывать требуемое действие, как и я. Вот вам и зависть к пенису.

А теперь оказалось — все напрасно. Не было необходимости для мести, была только ложь, трюк, который нужно было разгадать, камуфляж, сквозь который я должен был проникнуть, но в финале не захотел. Я гордился собой, евнух — но уникум, яростный, благородный защитник своей земли, искалеченный воин, падший принц...

И вот оказалось — я был круглым дураком.

Веря в мою большую боль, в мою в полном смысле ампутацию от общества, я смотрел на жизнь слишком серьезно, а на жизни других, по каким-то причинам, слишком легко. Убийства были моим зачатием, моим сексом. Фабрика была попыткой сконструировать жизнь, я пытался заменить ею причастность к миру, который я избегал.

Ну, всегда легче преуспеть в смерти.

Внутри большей машины все не так нарезано и засушено (или нарезано и засолено), как в моем опыте. Каждый из нас может верить, будто в его личной Фабрике он попал в коридор и судьба его решена и обозначена (сон или кошмар, обычная или странная, хорошая или плохая), но слово, взгляд или ошибка — что угодно — может полностью ее изменить и наш мраморный зал превратить в сточную канаву, наш крысиный лабиринт в золотой путь. Пункт назначения у всех один и тот же, но путешествие — наполовину выбранное, наполовину предопределенное — у каждого разное и изменяется пока мы живем и растем. Мне казалось, дверь захлопнулась за мной много лет назад, но я все еще ползаю по циферблату. Дверь закрывается сейчас, и мое путешествие начинается.

Цитата из книги.

Стоит читать эту книгу или нет, каждый решит для себя сам. И я надеюсь, что моя рецензия хоть немного поможет определиться с выбором.