Больше рецензий

10 мая 2022 г. 17:36

720

4 Скандальный роман с чертами антиутопии?

Скандальный роман, поднимающий скандальную тему? Вокруг него огромное количество критических рецензий и обсуждений до сих пор. Но только ли чувственные темы были подняты в его контексте?
Изданный в 1928 году, он был почти сразу же отвергнут и запрещен на несколько десятилетий. Потом, в 1960-х, книга была реабилитирована и переведена на много языков. И сейчас продолжает быть популярной и актуальной, изучается на филологических и факультетах иностранных языков многих российских и зарубежных вузов.
Откровенные темы, сексуальность, эротизм и любовная лирика – это ведь не ново в литературе, и очень многие писатели были подвергнуты забвению, хуле и ссылкам за подобные размышления в своем творчестве. Достаточно вспомнить Достоевского, Есенина, Островского, Стендаля, Блока, Набокова, Маркиза де Сада… Список будет очень длинным. Замечу, что попытка выделить из подобных романов только одну сюжетную линию всегда ущербна. На самом деле, они очень многослойны и зачастую отражают чаяния и проблемы общества того периода, к которому привязана сюжетная линия. Надо смотреть шире. У каждой книги свой возрастной ценз. И, скажем, если такие романы, как «Лолита» или «Любовник леди Чаттерли» прочтет юная девушка 14 лет, у нее скорее всего сложится определенное, зачастую неправильное и однобокое впечатление, и она сможет увидеть только поверхность айсберга (тогда как основная его часть, как известно, скрыта глубоко под водой).
У Лоуренса тема сексуальности и чувственности присутствует во многих произведениях. Но при всем при этом она умело «встроена» и в тему социального реализма его эпохи. Будучи сыном малообразованного шахтера и бывшей учительницы, он на своем семейном опыте имел возможность остро прочувствовать, что значит социальное и классовое неравенство. Эту тему мы видим во многих его коротких рассказах и больших романах.

«Любовник леди Чаттерли» через призму трех главных (и еще ряда второстепенных) персонажей действительно раскрывает нам три мира реальности, в которой каждый из них пребывает.
В любовном треугольнике леди Чаттерли, ее мужа Клиффорда и появившегося любовника, егеря Оливера Меллорса каждый занимает определенную социальную нишу. Жизнь Конни, смирившейся когда-то с увечностью мужа, с жизнью в мрачном старом английском поместье, бесконечными приемами его друзей и внимательном прослушивании их разговоров с позиции наблюдателя и независимого внутреннего критика, вдруг внезапно кардинально меняется. Меняется ее мировоззрение, к ней приходит прозрение, осознание ничтожности представителей аристократического класса. И действительно, через их диалоги и подробные авторские описания мы можем составить некий схематичный абстрактный портрет молодого английского аристократа образца 20-х гг. Он достаточно меркантилен, абсолютно инфантилен в ряде житейских и семейных вопросов, не готов брать ответственность, его внимание больше сосредоточено на минутных чувственных удовольствиях, нежели на продолжительных серьезных отношениях. Он многословен, часто строя из набора слов целые предложения и тома иллюзий. В все это в конечном счете приводит к омертвению и черствению души, как замечает Конни. И тогда в ней поселяется страх, пустота и равнодушие ко всему на свете. Осознав это, Конни становится противна одна лишь мысль о том, что большинство современных мужчин прожигают свои жизни в погоне за «вертихвосткой Удачей», которая сулит им деньги и славу. Клиффорд, аристократ, владелец шахт, после первой мировой войны прикованный к инвалидному креслу, развлекает себя и публику тем, что пишет лишенные всякого смысла и глубины рассказы и пьесы, приносящие ему приличный доход. Купаясь в мнимом внимании и успехе, он все больше погружается в невежество, превращаясь в душе в маленького ребенка, который постоянно нуждается в показной похвале и одобрении.

В размышлениях о жизни Конни приходит к неутешительным выводам: «ныне дом – место, где живешь, любовь – сказка для дурачков, счастье – слово, придуманное ханжами, чтобы дурачить других; отец – человек, который живет в свое удовольствие; муж – тот, с кем ты живешь и кого поддерживаешь морально… нет денет – и шагу не ступишь; есть деньги – и больше ничего не нужно».
Огонь женской души разгорается вновь, когда Конни встречает Оливера Меллорса. Немногословного, замкнутого, немного неотесанного, нашедшего пристанище в лесу, спрятавшегося от всех сует бренного безумного мира. Глазами и эмоциями Конни автор так описывает этого мужчину: «Поворот головы, движение проворных, спокойных рук, чувственный изгиб его тонкого стана – во всем сквозит терпение и отчужденность. Глубже и шире его раны, жизнью нанесенные». Меллорс видит жизнь иначе. Он видит близлежащие к поместью шахты, где денно и нощно кипит тяжелая рабочая жизнь. Он видит маленькие шахтерские города, где люди буквально выживают, сводя концы с концами, чтобы прокормить свои семью. Семьи, в которых и дети в скором будущем тоже встанут на этот каторжный путь. Путь злобных электрических огней, адского шума и лязга машин. Через героя Оливера мы видим авторское отношение к реальности. Лоуренс считал, что индустриализация убивает душу, выжигает ее изнутри, изничтоживая все человеческое в человеке. Общество становится злобным и безрассудным, люди находятся в ненасытном мире машин и денег. Мог ли автор предположить, что менее чем через 100 лет его слова станут такими пророческими и мир действительно погрузится в индустриальный хаос, где уже машины будут управлять друг другом, а человек… человека и вовсе станет балластом…
Роман не простой, он заставляет задуматься о возможностях выбора человека в современной жизни; о любви как о великом чувстве, открывающем глаза на реальность вокруг; о душе и ее пороках, о материальном и рациональном, о высоком и созидательном.

Где грань, за которую не может переступить человек в погоне за капиталом, где предел его терпения? Клиффорд, предлагающий жене родить наследника от любого мужчины со стороны и уверенный, что из него можно будет воспитать настоящего собственника, настоящего аристократа, полагая, что «индивидуальные свойства не имеют роли…не важно, куда судьбе заблагорассудится поместить нас». Меллорс, предвидящий в индустриализации катастрофу и великий хаос, мысленно призывающий рабочий класс скинуть путы капитализма и вернуться к естественной жизни, восстановить здоровье, убитое каторжным нечеловеческим трудом на вредном производстве; быть настоящими, простыми и скромными Конни, бьющаяся в муках чувств и сомнений, пробуждающаяся, но до конца еще не проснувшаяся.
Жизнь переменчива, непредсказуема. Этот роман вызывает много осуждений поступков героев, неодобрения и концентрации на одном аспекте сюжета. Однако, на мой взгляд, мы не в праве осуждать героев за их решения и мировоззрение. Мы можем лишь быть сторонними наблюдателями и накапливать посредством этих описаний свой собственный жизненный опыт и мудрость. Ведь иногда жизнь так круто поворачивает, что вовсе неизвестно, что так тебя ожидает за поворотом; очень часто то, на что ты сегодня смотришь с презрением и осуждением, завтра становится истиной в последней инстанции.
А закончить хочу цитатой героя-егеря, Оливера Меллорса (на мой взгляд, она как квинтэссенция всего вышесказанного дает нам шанс задуматься и о нашей современной действительности XXI века): «А посмотри, что стало с любовью! Бессмысленное, механическое телодвижение. И так везде. Платите им – и они выхолостят весь мир. Деньги, деньги – они лишают человека силы, мужества и красоты. Скоро на земле останутся только жалкие дергающиеся марионетки».

Комментарии


Прелестна и глубокая рецензия, спасибо.
Как вы тонко про три мира...
И про любовь, как путеводную звезду.
Я так подумал... что роман этот, как фотографический негатив Анны Карениной.
Уже не Анна бросается под поезд, а мужчину переезжает безжалостный поезд войны, грубого мужского мира, где царит корысть и жестокость.
Цветаевой нравился этот роман.
Только она замечала, что концовка... в общем, кто то должен был умереть)
Таков размах любви, что на земле он уже продолжаться не мог.

Тёплого вечера вам)


Благодарю)