Больше рецензий

cat_on_the_shelf

Эксперт

Чаще читаю малоизвестное

7 мая 2022 г. 15:01

407

4 Страсти Марии Стюарт

Сразу оговорю, что слово «страсти» я употребляю не в физически-сексуальном, скорее, в религиозном смысле…

Книга Стефана Цвейга в XXI веке, конечно, читается не так, как в XX-м. Мы сейчас избалованы беспристрастным анализом современных историков и трудами энтузиастов типа Миллы Коскинен, в своих блогах подробнейшим образом освещающих английскую историю. У Стефана Цвейга, хотя и есть множество цитат, и используется фактический материал, акцент делается на психологических типах, а это достаточно скользкая дорожка. Потому что люди, о которых он нам рассказывает, могли быть совсем не таковы. Мы порой членов семьи-то своей толком не понимаем, куда уж тут говорить об исторических личностях. Но так или иначе, Стефан Цвейг раздал своим персонажам роли и развернул перед нами театрализованное полотно XVI века. Три страны - Франция, Шотландия и Англия проходят перед нашими глазами, объединенные драматической фигурой Марии Стюарт, королевы, принявшей смерть на плахе.

Интересно, что заставило Стефана Цвейга выбрать в качестве героинь именно двух казненных королев - Марию Стюарт и Марию Антуанетту (в одноименном романе) - возможно, героическое начало и всецелое напряжение душевных сил привлекали автора. В любом случае, люди, воспринимаемые как мученики (а кем же были эти короли и королевы, которых по праву рождения не могла ожидать такая кончина?) после своей смерти стали частью мифа. И даже если большую часть жизни они вели себя обычным образом, их смерть списывает долги, закрывает все счеты и поднимает над ними мученический венец (о высокопарной книге и приходится писать высокопарно). Поэтому не стоит обвинять Цвейга в небеспристрастности, он сам «пал жертвой» этого мифа и способствовал его укреплению, его целью было сгустить атмосферу вокруг главных героев и показать, насколько театральным было их противостояние.

Язык книги великолепен, психологические наблюдения автора о власти, воле и любви очень точны. Даже если он и ошибался в оценке личностей Марии Стюарт и Елизаветы Тюдор, ему простительно, они, как и Ричард III (тоже, по некоторым данным, оболганный король) - стали частью мифа о противостоянии «сестер-соперниц», бездетной и безмужней, осторожной и хитрой дурнушке, и пылкой горячей красавицы-жены, любовницы и матери.  Этому мифу стоит уделить внимание, понимая, что истину о душевного строя королев они унесли с собой в могилу и мы можем лишь наслаждаться произведениями искусства о них (которых поистине много), или кропотливо изучать факты