Больше рецензий

29 апреля 2022 г. 17:24

263

3

Мое первое знакомство с Бальзаком началось неуверенно. Перешагнув за четверть книги, осознала, что не могу осмыслить ни сюжет, ни мораль, ни язык, – голова пуста. Это можно было бы объяснить несовершенным владением французского языка (стоило, все-таки, начинать читать на родном), но мне кажется, что дело скорее в отсутствии интереса к книге вообще.

Бальзак вводит читателя в повествование неспешно, сперва выводя на сцену плеяду главных и второстепенных героев-обитателей пансиона Воке. У меня сразу возникли ассоциации с пьесой “На дне” Горького. Все действие пока разворачивается в диалогах, раскрывающих мало-помалу характеры, чередуемые отвлеченными размышлениями автора о различных субъектах. Чтение шло медленно, местами было скучновато. Действие начинает закручиваться вокруг молодого студента, Эжена де Расиньяка, судьба которого нитей Ариадны проводит нас сквозь богемное парижское общество к центральной загадке романа - отцу Горио и его дочерям. Событий просходит мало, большей частью герои ходят друг-от-друга-недруг-от-недруга, о чем-то спорят, строят каждый свои планы, ищут своей частички счастья в этом нерадостном мире.

Бальзаку-классику присущ психологизм, который проявляется во внимании к внутренним переживаниям героев, их реакциям, их самокопаниям. Но все-таки для классического романа мне этого психологизма не хватило. Ближе к середине романа мы узнаем о трагедии отца Горио, но первая подача ее показалась мне несколько сухой, к удивлению меня не тронула. Да и в дальнейшем все плачи папы Горио о том, как он любит своих дочек, как он готов все им отдать, вызывали не жалость, а надоедание.

Роман с трудом дочитывала, тем более что интриги не было - название четвертой части уже раскрывало всю суть. Единственно интересно было узнать о судьбе Эжена, среди вереницы образов он хоть как-то выделяется своими неопытными попытками познать жизнь, но повествование как бы обрывается нигде.

В целом, ожидала получить большее удовольствие от знаменитого классика, но не удалось насладиться ни сюжетом, ни языком.