Больше рецензий

RondaMisspoken

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 апреля 2022 г. 10:30

492

4.5 Библия русского маркетинга, бессмысленного и беспощадного

Обычно книги, написанные современниками о своих современниках независимо от времени действия, позволяют лучше узнать психологию, насущные проблемы и быт той или иной эпохи, что даже может помочь под другим углом посмотреть на некоторые исторические события. Пелевин же, описывая целое поколение людей с общим культурным кодом, не только позволяет из-за угла подсмотреть новые русские 90-е и жирные нулевые: с хрустящими долларами, бадяжным кокаином, разборками между группировками, выжиманием до последней капли любой возможности обогащения от бизнеса цветов до перепродажи ворованных вещей, вечеринками размаха оргий. Но и дает определенный прогноз на будущее, не очень радужное, но какое есть...
Только Вавилен Татарский решил сменить опостылевший технический институт на литературный, дабы ваять сырье для вечности, как в его жизнь и жизнь огромной страны вмешалось провидение, если так можно назвать развал СССР. К новой реальности герой оказался не готов совершенно, а все вдохновение тут же испарилось под грузом насущных проблем. И вот вместо аудиторий Литинститута Татарский теперь занимал целый ларек возле дома, продавая сигареты и алкоголь. Длилось это ровно до тех пор, пока однажды покупателем в ларьке не стал его сокурсник. Он предложил Вавилену не оставаться в стороне от неистового бурления денег в новой стране и приобщиться к рекламной стезе, обязательному атрибуту рыночной экономики. Недолго думая и плохо понимая суть, Татарский соглашается на финансово заманчивое предложение и берется за свой первый проект…
Спустя двадцать роман, изданный на изломе двадцатого века, читается ещё интереснее, герои еще более узнаваемые, проблематика ещё актуальнее, при этом вполне доступно объясняется, как в принципе получилось, что абсолютный сюр со страниц книги органично перешёл в повседневную жизнь. Более того, за время существования произведения вся его фантастическая и сюрреалистическая составляющая трансформировалась в обыкновенный реализм настолько, что наблюдаемые героем трипы или какие-то совершенно дикие события не воспринимаются как нечто экзотическое, поэтому становится по-настоящему сложно провести границу между полным художественным вымыслом и художественной обработкой реальных событий. Даже оккультная тематика как никогда очень органично вписывается в описываемый мир, где у людей, самозабвенно строивших коммунизм и светлое будущее, не осталось настоящего за всеми громкими лозунгами, промывающими мозг. Вкупе с перевариванием внезапно обрушившейся лавины поп-культуры и установлением правил конкуренции, плотно связанных с убийствами и наркотиками без излишней драмы, роман по своему настроению напоминает «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Причем автор полностью выдерживает сравнение с легендарным режиссером, как минимум, невероятным обилием слоганов, идей и концепций для рекламы, которые при желании легко находятся в маркетинговых компаниях того или иного товара, одной «не колы» достаточно для примера. Но естественно все указанные ингредиенты плотно замешиваются в тесте русской культуры, истории и, конечно, той самой особой идеи. В отличие от своих героев Пелевину удаётся ее собрать из мелких деталей в полноценное украшение, которое смело можно на страну надеть: тут и обращение к каким-то специфичным практикам в смутные времена, и особая культура бесконтрольного потребления телевизионной продукции, и отчаянное желание выбраться из нищеты, чтоб обязательно это было явлено как можно более широкой общественности, и нежелание принимать самостоятельные решения, потому что это в обязательном порядке требует недюжинных умственных усилий, абсолютно рудиментарных в период советской власти, который все еще продолжает властвовать умами масс, сменяющихся не так интенсивно, как мода и товары.
Представленные герои, хоть и представляют срез поймавших удачу за хвост, позволяют судить о тех, кому это не удается. Они, конечно, не самые приятные личности, но очень рельефные – совершенно под стать делу их жизни и смерти. Реклама, маркетинг, пиар – очень специфичная область деятельности, которая для своего активного развития, как паразит, использует любые способы распространения: от интернета по давно проверенных приклеенных объявлений на столбах. Автор знакомит читателей с циничным нутром такой деятельности в отношении к целевой аудитории просто как к стаду: главный парадокс заключается в том, что желание клиента об индивидуальном к нему подходе рождается также стадно. Для продвижения товары и услуги больше не должны обладать какими-то конкурентными качествами – важно, чтобы этими качествами обладала реклама. Неприятно осознавать, что тебя используют и манипулируют с помощью какого-то напитка или пачки сигарет. Но гораздо хуже, что реклама глубоко проникла в повседневность, где образ стал важнее самого человека: как обычного, так и политиков, которые связаны со своим имиджем так же, как живой организм и его восковая копия.
9/10
Рекомендуется: для экстремального погружения в нутро пиара.
Опасно: можно найти новые смыслы в настоящем.