Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

16 апреля 2022 г. 21:19

1K

3.5

Кристин Ханна снова написала книгу о сильной женщине, которая остается сильной вопреки любым обстоятельствам, и силу эту в ней высвобождает ответственность за свою семью, детей и старшее поколение. Книгу часто сравнивают с "Гроздьями гнева" - как по мне, Ханна просто взяла у Стейнбека список описанных им событий и добросовестно перенесла их в свою книгу. Это не плагиат, нет. Это женский роман в духе Ханны, где помимо времени и места действия есть все присущие автору фишечки - не складывающаяся личная жизнь, позже конфликты с мужем, который оказывается слишком слаб, бесячая дочь-подросток, обретение настоящей любви ближе к финалу произведения и непременная трагедия.

Начало было несколько невнятным (двадцатипятилетняя девушка Элса из зажиточной семьи зачитывается романами Эдит Уортон и мечтает о любви, но мать забивает ей голову тем, что она дурнушка и никогда не выйдет замуж, в итоге в один прекрасный день девушка идет прогуляться и отдается первому встречному - what?), но это событие коренным образом изменило ее жизнь. Прежняя осталась в прошлом, когда выяснилось, что она беременна, и взбешенный отец потребовал от юноши немедленно жениться, чтобы скрыть позор. Ни Элса, ни Раф к браку готовы не были, ему родители прочили совершенно другую девушку в жены - они итальянцы-фермеры, и богатенькая белоручка, не умеющая по хозяйству ничего, им даром не сдалась. Однако под давлением обстоятельств брак состоялся, родились дочь и сын, а потом началась Великая депрессия, которой сопутствовала многолетняя засуха. Понимая, что в этих условиях продолжать работать на ферме невозможно, Раф предлагает жене сняться с места и уехать в Калифорнию, где, по слухам, с урожаями все нормально и требуются рабочие руки. Но складывается так, что уезжать с детьми искать новой жизни Элсе приходится самой.

Мне не очень понравилось, с какой легкостью автор порывает вообще все социальные связи - Элсу собственные родители вычеркнули из жизни, и она сама с ними контакта не искала даже в самые тяжелые дни (только со злорадством отметила, что отцовский магазин стоит заколоченным, когда проезжала мимо, и обозрела покинутый дом - куда родители делись, осталось неизвестным), когда впоследствии сбежал Раф, он тоже пропал с концами, на связь не выходил ни с кем (думаю, его родители Роуз и Тони обмолвились бы в письме, если бы знали о его местонахождении), дети по отцу погоревали пару дней и как будто забыли о нем. И вообще персонажи все прописаны так себе, они либо хорошие, либо плохие, так что если хороший человек совершает подлость или преступление - это типа окей, а плохие априори не могут совершать хороших поступков, потому что они же плохие. Реалистичности не добавляли также пассажи вроде как на странице 144 Элса беспокоится, что ей нечем кормить детей, а уже на странице 158 они устраивают настоящий пир: "домашние феттуччине с обжаренной панчеттой в густом сливочном соусе. Потом Тони играл на скрипке под ритм дождя, а Элса принесла в гостиную кассату из рикотты. На золотистой макушке торта, украшенной блестящими консервированными персиками, горела свеча." Как-то не вяжется с голодающими людьми, правда? И таких моментов, показывающих, что современный автор просто пишет об исторических событиях по заготовленному сюжету, но не особо вдумывается, очень много.

В роман вплетены темы миграции и отношения к ней коренного населения, профсоюзных движений и их борьбы с алчными капиталистами, плохих условий труда и проживания, но все это поверхностно и без глубины. Так что если не искать в книге чего-то большего, нежели женской прозы, с ней можно неплохо провести время, но никаких потаенных струнок в душе она не задевает.