Больше рецензий

Introvertka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 апреля 2022 г. 20:15

3K

5 С любовью и уважением к женщинам

В своей повести “Матерь человеческая” Виталий Закруткин отдает дань уважения всем женщинам, на чью долю выпали тяжелые испытания, горе и беды во время войны.

Помнится, где-то я слышала такое мнение, что женщинам всегда приходится тяжелее во время войн. Не берусь судить о правильности этого утверждения и сравнивать женский и мужской удел, но нельзя отрицать того, что находится в тылу вовсе не равно безопасности, свободе и отсутствию насилия.

Главная героиня повести, 29-летняя девушка по имени Мария, с приходом немецкой армии в родной хутор, в одночасье теряет всё: любимых мужа и сына, крышу над головой, своих друзей и знакомых, которые делили с ней хуторские заботы.

От её прошлой счастливой жизни остались лишь пепелище, неубранные поля с урожаем, трупы немцев и неприкаянные животные. Мария совсем одна-одинешенька в своем опустевшем разрушенном хуторе, застывшая в своем безмерном горе и мечтающая лишь о смерти как о блаженном покое…

Но ребенок внутри неё не дает Марии покориться казалось бы неизбежной судьбе. Он настойчиво взывает к жизни, и матери не остается ничего другого, как ответить на его призыв и начать выстраивать новую жизнь на развалинах прежней…

В “Матери человеческой” очень много сентиментальных и душещипательных моментов, которые вызывают невольный отклик у сочувствующих читателей. Например, очень трогательно описываются отношения девушки с её мужем Иваном, казненным немецкими солдатами.



Высокий, сильный Иван души не чаял в своей жене. Таясь от хуторян, любил носить ее на руках, за маленький рост называл кнопочкой, а за смешные, едва заметные веснушки на переносице — конопулей. Проходили годы, но Иван не растерял своей любви. Он все больше привязывался к Марии, уважал ее за тихий, спокойный нрав, за скромность, за то, что в доме у них всегда было чисто и уютно. И Мария отвечала ему такой же любовью.

Но, пожалуй, самый пронзительный и сильный момент - когда Мария обнаруживает в подвале своего разрушенного дома, раненого немецкого солдата, совсем еще молодого юноши, умирающего от тяжелого ранения. Здесь в полной мере раскрывается её материнская сущность, которая помогает ей увидеть во вражеском лице что-то хорошее и доброе, созвучное ей самой.



Не жилец ты на белом свете, — с болью и жалостью думала Мария, — и протянешь ты недолго. И кто ты есть в этом светопреставлении? Никому не нужная, неприметная, малая порошинка… Разве тебе нужна была война и ты хотел воевать? Должно быть, нет. Должно быть, ты сказал правду, и я тебе верю… Ты ж не знал ни нашей земли, ни этого хутора, ни меня. Жил себе в своей Германии, трудился с отцом и матерью в поле. В школу ходил, и двойки, небось, получал, и в рваных штаненках до дому являлся, в точности, как мой Васятка… Потом тебя взяли, запхали в мясорубку, и на этом кончилась твоя куцая жизнь, которую ты так и не узнал… И помрешь ты, бедняга, в нашем хуторе, и мне доведется тебя схоронить… А там, в Германии, годами будет слезы лить, выплакивать свое горе твоя осиротевшая, потерявшая сына мать. И никто ей не скажет, и никогда она не узнает, кому нужна была твоя смерть на чужой земле…

Не менее трогательны моменты, описывающие отношения главной героини с осиротевшими и потерявшими дом животными, которые так доверчиво льнут к Марии в поисках своего островка безопасности среди кровавого водоворота войны. Многие эпизоды вызвали в моей голове ассоциации с Золушкой - такое поведение животных мне кажется не совсем реалистичным… Хотя, кто знает?



К речке Мария всегда шла впереди, а за ней послушно шли спасенные ею животные. Должно быть, их согревала любовь и привязанность к единственному живому человеку, к ласковой женщине, у которой были такие по-матерински нежные руки и такой грудной, спокойный голос.

Вообще, “Матерь человеческая” написана в строгом соответствии с канонами своего времени: социализм, коллективные труд и ответственность (а иначе зачем беременная женщина будет убирать никому уже не нужный хуторской урожай?), полное отрицание религиозных догм и ярый патриотический дух.



Вы не представляете, дорогая мама, всю глубину того огромного и страшного зла, против которого мы воюем. Счастье ваше, что вам не довелось увидеть того, что видели мы в освобожденных нами селах и деревнях. Сожженные дома, горы человеческих трупов, виселицы, издевательства над людьми, пытки и расстрелы — вот что несут нашей земле гитлеровские фашисты. Мы должны, мы обязаны. мама, победить это черное зло, эту жестокую, свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир.

Вообще, если рассматривать эту историю как в контексте реализма, то ей явно не хватает красок и эмоций, а также бросаются в глаза некоторые слишком уж “прилизанные” места. Но я смотрю на неё как на своего рода балладу, сочиненную во имя женщины, в которой воспевается её умение созидать и создавать новое в любых условиях, даже самых тяжелых и нечеловеческих.

И вот с такого ракурса, “Матерь человеческая” достойна лишь самой высокой оценки. Поэтому, давайте, как автор этого желает, отдадим дань памяти и уважения тем женщинам, которые своей силой духа, своей женской сущностью и материнской природой сумели создать новый мир на месте пустоты и разрушений.



Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время - люди воздадут им должное...
Да, такое время придет. Исчезнут на земле войны, не будет убийств, грабежей, лжи, коварства, клеветы. Белые, черные и желтые люди станут людьми-братьями. Они не будут знать ни угнетения, ни голода, ни унижающей человека нищеты. Они обретут радость, счастье и мир.
Так будет. И, может, тогда не выдуманной художниками мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, черные и желтые люди-братья все золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земли, и, сотворенный гением новых неведомых творцов, засияет над землей образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви...