Больше рецензий

papa_Som

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2013 г. 14:47

1K

5

"Потребитель - это вечный младенец, требующий соски" /Э.Фромм/

Для того, чтобы читать Фромма надо уметь читать. Простое проглатывание страниц его книг не доставит удовольствия, но если стараться вникать в текст, анализировать и пытаться аппроксимировать его на сегодняшние события в мире или на собственную жизнь, то чтение получается чрезвычайно захватывающим и полезным. С этой точки зрения, "Иметь или быть?" представляет уникальную возможность проанализировать процессы, происходящие в современной России - стране младенческого капитализма и оценить собственную сущность на принадлежность к одному из модусов, обозначенных в названии книги.
Читается не просто, но тем, кто хочет понять, почему капитализм является таким же тупиковым направлением развития Человечества, как коммунизм и фашизм, советую прочитать...

Одну цитату я приведу в этом небольшом предисловии, т.к. она относится к нам - любителям чтения:

Чтение дешевого, не отличающегося высокими художественными достоинствами романа напоминает сон наяву. Такое чтение не вызывает продуктивной реакции; текст просто проглатывается, как проглатывается телевизионное шоу или хрустящий картофель, который мы жуем, уставившись в телевизор. Однако чтение романа, скажем, Бальзака может быть продуктивным и вызывать внутреннее сопереживание -- то есть представлять собой чтение по принципу бытия. Между тем большинство людей в наше время, вероятно, читают по принципу потребления или обладания. Как только любопытство читателей возбуждено, их охватывает желание узнать фабулу романа: останется ли в живых герой или умрет, соблазнит ли он героиню или же ей удастся устоять; они хотят знать ответы на все эти вопросы. Сам роман играет лишь роль своего рода возбудителя; "счастливый" или "несчастливый" конец -- это кульминационный момент переживаний читателей: зная конец, они обладают всей историей, которая становится для них почти столь же реальной, как если бы она жила в их собственной памяти. Однако знания их не стали от этого шире: действующие лица романа остались ими не поняты, и потому им не удалось глубже проникнуть в суть человеческой природы или лучше узнать самих себя.
Люди, читающие по принципу бытия, будут часто приходить к выводу, что книга, получившая очень высокую оценку, не имеет абсолютно никакой ценности или что ценность ее весьма ограниченна. Они могут полностью понять содержание книги, а иногда даже глубже, чем это способен сделать сам автор, которому кажется важным все им написанное.

Дальше для тех, кому интересно - подробный конспект книги (пока не полный):


С самого начала Фромм разграничивает современное общество на две части - Запад и Восток, предлагая не рассматривать в рамках обсуждаемой проблематики Восток, т.к. там этой проблемы почти нет. Граждане стран Востока, исторически, ориентированы на ценности, которые уже давно определили превосходство Быть над Иметь, а бурное развитие капитализма в Японии и Китае не оказали, пока, на них (граждан) существенного влияния. В части "западных" стран автор тоже вводит ограничение, начав изучение вопроса с XVII века (довольно поверхностно, т.к. подробно рассмотрел период зарождения капитализма в книге "Бегство от свободы" ) и сделав основной акцент на 50-ти летней истории Человечества, в период с окончания I-й Мировой войны до 70-х годов ХХ века.
Начало исследования посвящено оценке идиоматических отличий слов "иметь" и "быть". Оказывается, слово "иметь" есть далеко не во всех языках, а там где встречается, оно, в период перехода функции собственности из функциональной в статусную, заменило выражение "отнОсится ко мне". Слово "быть" - это самостоятельный глагол, несущий в себе более глубокий смысл, чем принято считать. "Быть" - не глагол-связка, а глагол, означающий что-то достоверное, реальное, истинное, неоспоримое.
Эти два слова не являются характеристиками субъекта, а предлагаются как обозначение сути человека, его характера, порядка его существования и действий. Существование по принципу "Иметь" несёт в себе цель превратить своё окружение, а значит и себя, в свою собственность. "Быть" - это значит приоритет в человеке жизнелюбия и подлинной причастности к миру. У слова "Иметь" есть несколько синонимов, которые означают практически тоже - это слова "обладать" и "потреблять".
Потребление, в психологическом плане, снижает чувство тревоги, но затем его снова пораждает, т.к. является формой зависимости и требует постоянного роста силы эмоций и впечатлений.
Принципы "Имет" и "Быть" применимы для оценки человеческого существования во всех сферах жизнедеятельности, наиболее показательны:
Обучение. Студент-потребитель просто записывает лекцию, чтобы потом её вызубрить и сдать экзамен. ( Например, абсолютное большинство пользователей сети ВКонтакте, с просто гигантским перепостом цитат, говорит о том, что преобладающее число её пользователей живут по принципу "Иметь". Этим же "грешат" и отличники...). Студент избравший бытие, обычно мало записывает, но зато часто задаёт вопросы, размышляет, полемизирует с преподавателем, сомневается примеряет услышанное к реальной жизни, рождает идеи.
Споры и беседы. "Иметь" - это боязнь потерять собственное мнение, не зависимо от того, верно оно или нет; неприемлемость проигрыша; спор только ради победы. Принцип "Быть" позволяет его обладателю принять аргументы оппонента, изменить свою точку зрения, это - спор ради истины. Диалог возможен только между людьми, которые готовы "Быть":

Люди, ориентированные на бытие, полагаются на то, что они живые существа и, что в ходе беседы или диспута, родится что-то новое, если они будут оставаться сами собой и живо реагировать на всё их окружающее.


Власть. Власть может быть основана на компетентности ("Быть") и или исключительно на статусе ("Иметь").
Знание. Знание по принципу бытия - знать глубже, по принципу потребления - знать больше.

Незнание, для тех кто знает, равносильно знанию, поскольку и то, и другое является частью процесса познания, и незнание, в этом случае, не тождественно невежеству.


Вера. Иметь - это обладать неким ответом, не нуждающемся ни в каких рациональных доказательствах. Быть - это не верование в определённые идеи, или не только это, а и внутренняя ориентация, установка человека, основанная на личном опыте, это вера в добро, любовь и честность человека.
Любовь. В общепринятом понимании любовь должна что-либо давать индивиду (счастье, радость, душевный подъём), но это принцип "Иметь". Истинная любовь по принципу "Быть" - это искусство отдавать всего себя любимому. Даже любовь к собственным детям не избежала этого разделения и иногда принимает весьма уродливые формы. (В русском языке "иметь" и "овладеть" - вульгарные синонимы слова "секс", но не слова "любовь").
Брак. Супружество вообще и почти всегда - это сожительство по расчёту, из-за принятых обычаев, общих экономических интересов, взаимозависимости супругов или страха. Оно редко зиждется на любви. Это своеобразная корпорация, в последнее время даже связываемая контрактом. Любовь, в отличии от брака, не требует близости телесной, временной и территориальной. (кстати, если взять русский язык, то в нём слова "иметь" и "обладать" - вульгарные синонимы секса, но не любви).

На принципе "Быть" построена и все араамические религии, исходя из Библии следует, что:
- Авраам должен был изначально отречься от всего нажитого, своего племени, принести в жертву свою семью;
- святость субботы обусловлена не только её предназначением для Бога, но и тем, что этот день человек должен прожить не так, как все остальные дни недели, он должен забыть про всё, что связано с суетой, бытом, собственностью, в этот день мир не должен меняться;
- извечная боль и тяжкая доля иудеев взаимосвязаны с принципом "Быть" - они постоянно переселяются, теряя нажитое, что показывает бренность и несущественность его для жизни в гармонии;
- Нагорная проповедь - это манифест против собственности, знамя нищих и рабов;
- "Возлюби врага своего" - это приговор эгоизму и эгоцентризму;
- Искушая Христа, сатана призывал его к обладанию.
Сравнивая эпохи, можно заключить, что ранее (истинное) христианство жило по принципу Быть, позднее - всё больше скатывается к принципу Иметь. У нынешней церкви всё больше и больше утрачивается радикальность к вопросам богатства и собственности, это уже можно ощутить в посланиях Апостолов.
Концепция современного общества, в отличие от начала Нашей эры, связана с идеей успеха, накопительства, неравенства во всём. В те далёкие времена первые отцы христианской церкви Юстин Великомученик, Василий Великий, Иоан Златоуст и многие другие, проповедовали совсем иное - отречение от богатства, пренебрежение мирскими благами, уважение к сдержанности в потреблении. До сих пор, и в Иных религиях (исламе - в меньшей мере, буддизме - большей) чтут эти традиции и пытаются не только поддерживать, но и развивать.
Некоторые философы средневековья, такие как Майстер Эйкхарт, пошли ещё дальше - до отрицания необходимости внутреннего обладания Богом. Его заменитая фраза тому подтверждение:

И поэтому я молю Бога, чтобы он освободил меня от Бога


Что же такое модус обладания и модус бытия?
Говоря о первом, надо отметить, что до конца 1-й Мировой войны вещи, обычно, приобретались для длительного использования (а в СССР и позже, считай до начала Перестройки), сейчас - исключительно для временного. Акт приобретения подобен дефлорации, поэтому он так возбуждает современного человека, плюс к этому, инфляция уничтожила накопительские (и многие другие) черты характера людей, появилась новая характеристика субъекта - с точки зрения того, чем он обладает.
Модус бытия характеризуется внутренней активностью, продуктивным использованием своих внутренних потенций. Эта активность в корне отличается от той непродуктивной активности, которая присуща нынешнему веку и которая направлена на потребление и накопление. Однако, как признаёт автор, систематизация Бытия весьма сложна, т.к. необходимо оперировать не материальными категориями (как мне показалось, сложность определения Бытия ещё и в том, что все его характеристики можно отнести не только к благим деяниям).
В понимании Спинозы жажда наживы, славы и власти - это психическое отклонение, а Швейцер считал современного человека:

... несвободным, несовершенным, патологически зависимым и абсолютно пассивным


Люди пытаются создавать видимость Бытия. Поведенческие маски и роли, играемые ими, не соответствуют их действительным мыслям и желаниям. Об этом говорил Маркс и гениально завершил Фрейд.
Природа обладания - это догма, изначально заложенная в человека. Человек по сути ленив, только голод или страх могут побудить его к действию.

Комментарии


Концепция современного общества связана с идеей успеха, накопительства, неравенства во всём.

Почему современного? Когда-то было иначе?

Потребление, в психологическом плане, снижает чувство тревоги, но затем его снова пораждает, т.к. является формой зависимости и требует постоянного роста силы эмоций и впечатлений.

То есть, основная причина накопительства - страх? Или я не совсем правильно поняла?)


До Лютера всё было иначе. Капитализм и протестанство - близнецы. В "Бегстве от свободы" Фромм очень хорошо это показывает...

Правильно поняли, отсутствие собственности порождает в человеке неуверенность, а в самом пиковом выражении - страх за своё будущее...


Правильно поняли, отсутствие собственности порождает в человеке неуверенность, а в самом пиковом выражении - страх за своё будущее...

Нет, я не совсем это имела в виду)
Когда отсутствие собственности - это понятно. Страх за будущее свое, своих близких... Но Вы пишете о потреблении вообще. А на уровне достатка или огромного достатка как понять потребление или накопительство?


В ситуации с достатком накопительство (или постоянное обновление девайсов, что более точно) из категории материалистической переходит в категорию статусную. Человек не может быть самим собой, он должен постоянно обновлять свою "упаковку", чтобы не потерять привлекательность, как товар. А это опять же, порождает невроз...

С "огромным достатком" сложнее. У этих людей другая психология и страсть "деньги ради денег" - это уже зависимость, которая также практически не лечится, как и алкогольная или игровая...


А еще там есть про чтение, кроме приведенного абзаца?


Есть, но не много...