Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

8 марта 2022 г. 20:35

459

5 Один не одинок

Истории Ульфа Нильсона на первый взгляд очень простенькие. Писатель не развивает мотивировки персонажей, не занимается исследованием психологических ситуаций. Он просто приводит ряд событий, вокруг которых читатели уже сами строят объяснения. А в результате выходит что-то замечательно эмоциональное, трогательное и ясное о мире, где всего главнее доброта и поддержка окружающих людей. Рассказ «Один на сцене» посвящен очень знакомой проблеме стеснительности и страха публичных выступлений.

Герой рассказа – шестилетний мальчик, который любит своего младшего брата и устраивает ему концерты. Но как только в школе класс начинает готовить концерт, его начинают мучить тревоги, опасения и прочая психосоматика, вплоть до ночных кошмаров. Нетрудно догадаться, что выступление героя на грани срыва, но его выручает младший брат. В его присутствии мальчик может делать все, что обычно делает без стеснения и даже входит во вкус.

Окружение героя максимально деликатное. Учительница находит ему самую несложную роль, родители всячески поддерживают сына. Мальчик не сталкивается ни с какими проявлениями непонимания со стороны одноклассников (там вообще каждый живет своей параллельной жизнью), ни с завистью. Он слушает выступления одноклассников и оценивает их отстраненно. Как любой ребенок, сосредоточен только на себе, своих ощущениях и поступках. И при этом нет никаких выводов, определений, объективаций. Все имеет естественный порядок вещей.

Бесконфликтность вроде бы обедняет смыслы, не дает широких возможностей для анализа ситуации. Но Нильсону удается вовлечь в тривиальную, в общем-то, историю с полным погружением. Читатель оказывается на месте героя и проживает вместе с ним радости и тревоги. Этому очень помогают иллюстрации Эвы Эриксон, сделанные в мягкой шаржированной стилистике. Местами персонажи выглядят даже жутковато, художница не стремится создать даже подобие какой-то привлекательности. Почти все курносые, с большими гладкими головами и бесформенными телами, тем не менее, очень выразительны и постоянно находятся в движении. Жизнь на страницах кипит, наполнена фантазией, созиданием, творчеством, радостью. Даже сцена ночных кошмаров героя, безусловно, сделана напряженно, но не без юмора. Сентиментальная пастель Эриксон сближает читателей с героями.

Шведский дуэт как будто отменяет любое зло, неприятие, делает трудности легко преодолимыми через коммуникацию. Герой справляется со своим страхом, получает одобрение мамы (а бабушка ничего расслышала, - не забывает добавить юмора Нильсон). Тут есть небольшой момент культа успеха, но он скорее движется в сторону одобрения выполнения общественных обязательств, достижения конечных результатов. Герой испытывает эйфорию от своего выступления, удовольствие от признания, но, пожалуй, автор не делает это самоцелью истории. Не оставаться в одиночестве, чувствовать и оказывать поддержку, не прятаться – вот программа для поведения.