Больше рецензий

18 мая 2013 г. 01:09

191

5

Из века в век люди стремятся достичь свободы. Или хотя бы пытаются вникнуть в её суть, рассматривая её с позиций философии, религии, общественных наук и, разумеется, с точки зрения обывателя. Но в мире «Песни цветов аконита» людям не до этого: каждому предписано, что ему позволено, а что – нет. Даже императору. Впрочем, он обладает возможностями, во много раз превосходящими те, что имеют его подданные. Власть – это возможности.
Но едва ли главный герой, Йири, поднявшийся так высоко, как иные даже не позволили бы себе мечтать, осознавал это, когда император приблизил его к себе. Он хотел жить. А ещё – чтобы рядом был кто-то близкий. Может быть, свобода - достойная плата за это?
Да и был ли Йири свободен раньше?
Крестьянского мальчика-сироту едва ли ждала счастливая жизнь: сколько ни работай, семья всё равно будет голодать. И болезни будут уносить тех, кто дорог. А пойдёшь с караваном, чтобы заработать на хлеб – так не вернёшься домой и вовсе… Но такая жизнь для простого люда привычна. И надеяться не на кого: сильные не пожалеют – сильные занимают свою экологическую нишу, сильные – в своём праве. И начинается оно там, где заканчивается возможности слабого – в том числе и дать отпор сильному. Это право распоряжаться чужой жизнью.
И это право Йири начинает осознавать ещё до того, как стал наместником в провинции Окаэра. Это – просьба к императору направить вооружённого и очень опасного для общественного порядка в целом и для Йири в частности воздыхателя в бунтующую провинцию. Это – спасение маленького, но очень гордого мальчишки-слуги, провинившегося перед своим хозяином. Это – радикальный план разгрома партизанских отрядов крестьян-мятежников. Это – наказание слуг, допустивших гибель его лошади – его друга…
Цена ошибки высока, но Йири осознаёт это и сам готов платить в случае промаха. Это – заключённый от имени императора, но по собственной инициативе договор с пиратами, который, впоследствии, подарил стране несколько лет мира.
И это – самое важное из всего того, чему научился Йири во дворце.
А учиться приходилось многому. И не всегда уроки давались легко. Но только так можно было выжить: остановишься на мгновение – покинешь дворец навсегда, отправишься туда, откуда не возвращаются. Впрочем, многому Йири учился и сам. В какой-то момент он научился видеть возможности в условиях ограниченного выбора помимо простейшей развилки - «жить-умереть».
Наблюдая за людьми, Йири старался понять их. Впрочем, эту науку понемногу он постигал с самого детства, только нигде не преуспел в ней так, как во дворце – наглядных пособий там было достаточно. Йири научился чувствовать невидимые нити отношений, связывающие людей, и видеть, кто на что способен, кто чего стоит, даже если на первый взгляд эти качества в человеке скрыты. Без этой способности многого бы не было, и, возможно, в дальнейшем он бы не справился с должностью наместника. Помимо этого во дворце Йири научился отличать тех, кому можно доверять, от тех, кто с радостью ударит ножом в спину; тех, чьи чувства корыстны, от тех, чьи чувства искренни. Последних было немного, а тех, кто понимал или хотя бы старался понять – ещё меньше. Но ими Йири дорожил. Всех прочих же при необходимости можно было вынести за скобки.
При необходимости – потому что Йири несмотря ни на что тянулся к людям. Да, уже не к любым. Побывавший и на самом дне, и на вершине, насмотревшийся на изнанку человеческих душ, ставший и справедливостью, и милосердием, он всё равно нуждался в тепле и принятии.
А они называли Йири оборотнем, пьющим души. А некоторые из них были бы даже рады добровольно отдать ему собственные – за возможность прикоснуться к совершенству, за любовь нелюдя. Только к чему ему чужие души? Свою бы куда деть…
Но кроме неизмеримой и непостижимой души, человек ещё обладает сознанием. Благодаря ему в какой-то момент человек начинает видеть, что в мире всё взаимосвязано, и даже не значимый на первый взгляд поступок или неосторожное слово может привести к непредсказуемым последствиям. Этим качеством обладает любой, по-настоящему взрослый человек.
Так же для Йири весь живой мир чётко делится на мир природы и мир людей. Первый – понятный и совершенный: в нём нет неоправданного зла. А во втором пятна есть даже на солнце… И выбор невелик: либо принимать, как есть и брать от людей лишь то, что они сами готовы дать, либо выносить за скобки. Потому что отдавать то, что лежит на грани их собственных возможностей, способны немногие. Мальчик Йири оказался из таких, мальчик Айхо – к сожалению, нет.
Потому в финале Йири и получает свободу, единственную, подлинную - внутреннюю свободу, которую человек может найти лишь внутри себя и взять собственными руками. Впрочем, финал может быть прочитан и понят по-разному. И вся книга так же многогранна – она повернётся к читателю той гранью, которая ему наиболее интересна, и даст ответы на те вопросы, которые наиболее важны для него.