Больше рецензий

4 марта 2022 г. 17:26

140

2 Сдаться было бы так просто. Куда проще было бы сдаться.

Эта книга выигрышна тем, что её сюжет происходит в цирке. Полагаю, этот фактор является далеко не последним, заставляющим покупателя между "брать" и "не брать" выбрать первое. После покупки прошло не так много времени, когда я села читать, да и книгу я преодолела за день - буквально пять часов беспрерывного и внимательного чтения. Вначале я подумала: хм, это действительно интересно. Где-то после 60-ти страниц я поняла, что если заброшу книгу сейчас, то долго к ней не вернусь, а оставлять книги незаконченными я не люблю. Собственно, книга читается действительно легко и быстро, так что особо заставлять себя не приходилось. К концу же впечатления остались смешанные.
Во-первых, эта книга построена довольно странно. Вернее не так - она весьма странно написана. Казалось бы, перед нами 400 с лишним страниц текста, но к концу ты понимаешь, что тебе совершенно не жаль главных героев (а я так вообще жалела только себя), понимаешь, что совершенно не проникся ни ими, ни их, казалось бы, раскрытыми историями. Помимо главных героев, в книге очень много персонажей, и мы, читатели, вроде как понимаем, зачем и почему - всё-таки о цирке идёт речь. Но прочитав книгу до конца, ты понимаешь, что почти все они - картонки, которые вроде как нужны, а вроде как и нет. Некая массовка, которую можно было заменить кем угодно и результат остался бы таким же. Не буду вдаваться в подробности - кто прочитал, наверняка понимает.
Во-вторых, сюжет, который как бы есть, но его как бы нет. События книги буквально скачут из года в год, мы как бы наблюдаем за жизнью двух главных героев, а вроде как и непонятно, как они жили. Вроде как в цирке и за его пределами персонажей много, а рассказать о них нечего. И так везде и со всем. Проходит более тридцати лет с момента начала всех событий, но за эти тридцать лет происходит тотальное ничего. Герои учатся магии, нам пытаются это описать, но отделываются общими понятиями и фразами, и картинка полностью не складывается. Нам показывают взаимоотношения героев, но какой-либо контакт происходит на глазах читателя, раз в год, а обо всём остальном практически не упоминается. Читателю не из чего достраивать сюжет, нечего понимать. Персонажи вроде бы и знакомы не первый год, а будто встретились впервые неделю назад. А ещё, пытаясь напустить некую таинственность на происходящее, в итоге автор, кажется, то ли забывает всё же посвятить читателя в происходящее, то ли и сама не до конца понимает, что она написала. Какой-то поединок, по каким-то причинам, с такими-то правилами. Из-за проблемы "обо всём и по чуть-чуть" читатель как бы вовлечён во множество аспектов происходящего, но до конца вряд ли разбирается хоть в одном. Кто в этой книге антагонист? Ради чего происходило всё то, что происходило? Был ли в этом какой-то смысл? И почему соревнуясь в умениях, кто-то из двух непременно должен погибнуть? На эти вопросы можно либо придумать ответы самому, либо смириться, что никогда их не получишь,
В-третьих, история Селии и Марко. Я приплету сюда и близнецов из цирка, а также Бейли, чтобы просто наглядно сравнить две этих линии. Колоссальная разница видна просто невооружённым глазом. Вы видели, как развивались отношения Марко и Селии? Он увидел её однажды, понял, что она его противник. Прошло сколько-то лет, в которые не происходило ничего, и тут он с ней заговорил. Ещё через пять или около того лет они вдруг начистоту говорят о поединке между ними. При этом выкают, ведут себя как почти незнакомцы, коими и являются. А спустя три года, в которые ни строчки друг другу не написали и не виделись ни разу, вдруг признаются в бесконечной любви. Я не понимала как, почему и за что это произошло. И дальше ничего не понимала. Пафос, с каким они корчили из себя пылко влюбленных чуть меня не убил. Хотелось вырвать из книги все страницы взаимодействия Селии и Марко, коих насчиталось бы вряд ли больше 30-ти штук, и я уверяю, сюжет не потерял бы от этого ничего. Отдушиной между этими нелепыми взаимодействиями главных героев были трое детей, сюжетная линия которых действительно получилась хорошо. Им я верила, за них я переживала. Полагаю, не будь этой линии, книга бы вообще не стоила внимания. Герои познакомились, подружились и привязались друг к другу - всего за несколько дней, на глазах у читателя. И почему тогда Марко и Селии понадобилось потратить на это три дня с перерывами в пять лет? Многие годы я полагала, что историю любви Ромео и Джульетты никто не переплюнет, но от Марко и Селии мне просто хотелось выть (а ведь в книге было пару упоминаний томика Шекспира и цитирование "Гамлета", но сразу понятно, какая именно трагедия там разворачивалась). И в связи с этой разницей двух историй, нельзя не заметить, будто автор любовную линию будто писала от полнейшей балды, а вот над развитием отношений трёх детей постаралась на славу. А может, две эти части писали совершенно разные люди (при прочтении я не могла перестать думать об этом).
Как бы то ни было, книга имеет куда больше недостатков: литературные клише "иссиня-чёрный", "цвет воронёного крыла", "цвет слоновой кости" встречаются если не в каждом предложении, то почти точно в абзаце и невозможно режут глаза; много текста потрачено на линии персонажей, которые в итоге вряд ли играют какую-то важную роль, и из-за общей смазанности картины уж точно не добавляют атмосферы написанному; линия Марко и Изобель, которая появилась на две главы (в начале и конце) и тоже просто потому что. Продолжать можно ещё долго, но я, пожалуй, остановлюсь.
Из того, что действительно сделано неплохо, можно также выделить небольшие вставки про цирк, обращённые к читателю. И опять же, это "хорошо" завязывается на одном из трёх детей: Виджет неплохо рассказывает истории, и когда в конце книги его просят это сделать, он начинает словами "Цирк появляется неожиданно" (да, хотя бы один финт там есть).
Стоит ли тратить время? Скорее нет, чем да. Причины на то указаны выше. Если же решили, что да - имейте ввиду: большая вероятность, что половину истории (чтобы не так голо было) придётся додумывать самим.