Больше рецензий

Suharewskaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 марта 2022 г. 11:49

329

3

Вопль человека всех времен: «Не нарушайте мое одиночество и не оставляйте меня одного. "(М. М. Жванецкий)

Книга австрийца Петера Хандке, Нобелевского, между прочим, лауреата. Короткая, своеобразная.
Молодая женщина спонтанно решает расстаться с мужем. Для чего? Вероятно, это попытка самоидентификации, быть "моно" , почувствовать мир на свой вкус, ощущать себя самое целостно, а не частью пары. Мы наблюдаем за её состоянием после разрыва: стресс, эйфория, молчание, любопытство, гнев, страх.
Действие словно изломанное, дисгармоничное, язык угловатый (думаю, дело не в переводе) , герои, общаясь друг с другом, будто говорят сами с собой, обрывочно. Я увидела в этом тексте спектакль : фарсовый, с долгим тягучим молчанием и скрежещущими вставками. Плюс к тому же в тексте много бытовых акцентов ( чешет до крови голову, ложится лицом на землю, резко ударяет) . Это похоже на мизансцены - символы настроения и состояния героев. Явление на сцене то одного, то другого эксцентричного персонажа, в финале же все они собираются в одной точке, в бурном хаотичном взаимодействии. Каждый нуждается в обмене энергией. И эта "вечеринка заблудившихся" также очень театральна.



— Одиночество служит причиной самой леденящей, самой мерзкой боли – боли, вызванной призрачностью твоего существования. И тогда нужны люди, которые доказали бы тебе, что ты еще не окончательно потерял человеческий образ.

Ну а почему - "женщина-левша", почему героиня слушает эту песню? Возможно, автор намекает на бегство обычной женщины за рамки устоев, желанию вдруг плыть против течения.