Больше рецензий

Meki

Эксперт

Цветочная фея

28 февраля 2022 г. 21:41

2K

3.5

Констанция вышла замуж за Клиффорда Чаттерли в 1917 году, они провели прекрасный медовый месяц, а затем молодой муж отправился на войну. Через полгода Клиффорда привезли домой израненного и едва живого, все его тело ниже пояса осталось недвижным, а наследников теперь ждать не приходилось. Тогда ей было всего 23, а ему 29. С тех пор прошло 4 года, чета Чаттерли перебралась в родовую усадьбу Рагби и вроде бы даже вела неплохую жизнь. Только вот жизнь Конни в Рагби была уныла, хотя скучать ей не приходилось. Жизнь просто шла мимо, что-то происходило где-то, но для нее ничего не менялось. И внутри главной героини начало расти беспокойство и раздражение, ее перестала устраивать и радовать такая жизнь, ей этой самой жизни и не хватало, что-то внутри нее противилось всему происходящему в мире и вокруг нее. И обычный егерь, слуга ее мужа, вдруг подарил ей искру в жизни, добавил ярких красок и дал снова вдохнуть полной грудью.

В этой книге удивительным образом показаны изменения в человеческих душах. От свободы мысли и слова к почти безмолвному придатку мужа и обратно к еще большей свободе слова, мыслей и поступков. Конни и ее сестра довольно свободных взглядов на жизнь, они рано познали радость плотских утех, но не видели в этом ничего, кроме способа взять власть над мужчиной. Для них самое главное и приятное в жизни - это беседа, обмен мнениями, страстный спор. А любовь - нечто второстепенное, не имеющее никакого значения и веса. И их родители поддерживали девушек во всем, особенно в их жажде свободы и раскрытии личности. Но, когда Конни вышла замуж, она превратилась просто в приложение к мужу: она улыбаясь подавала чай, молча присутствовала при разговорах мужчин,  а если вставляла слово, то обычно не удостаивалась ответа.

Было интересно следить за тем, как Конни день за днем разочаровывалась в своей жизни, как хотела той живости и яркости, что была когда-то, но уже не могла ее получить. Отношения Конни и Клиффорда - это пример того, что одной только интересной беседы для брака недостаточно. И хоть семейная жизнь четы Чаттерли с самого начала была построена исключительно вокруг духовной близости и разговоров, а плотские отношения были последними по значимости, этого оказалось слишком мало. Конни не сразу поняла, что в семейной жизни ей не хватает нежности, человеческого тепла, ласкового прикосновения и просто мужа. А бесконечные речи Клиффорда, которые сначала восхищали и которые Конни была готова слушать часами, постепенно стали не просто безразличны, а ненавистны. Более того, постепенно она поняла, что человек, за которым она замужем, на самом деле холодный, эгоистичный, алчный, грубый, он не знает теплоты человеческих отношений и смотрит на людей свысока. А еще больше всего Конни хотелось ребенка, которого Клиффорд не мог ей дать, и это повергало ее в пучину отчаяния, где она чувствовала себя ненужной и бесполезной как женщина.

Сам по себе Клиффорд мне не пришелся по душе. На фоне Конни он скорее мертв, чем жив. И дело тут вовсе не в его инвалидности, а в его неспособности думать о чем-то еще кроме денег. В его голове исключительно жажда денег и власти. Еще мне совершенно не нравилось его отношение к жене как к придатку, она обязана была его слушать, проводить с ним практически все время, помогать с преобразованием его мыслей в рассказы. Он считал, что именно она должна за ним ухаживать во всем, перетаскивать его с кровати на кресло и обратно, и относился к этому как к само собой разумеющемуся. Он в принципе не считал себя инвалидом, хотя у него половина тела была парализована. Клиффорду было совершенно плевать на то, что Конни тяжело, что она буквально чахнет на глазах и худеет. И только под угрозой забрать Конни домой к отцу муж главной героини согласился нанять сиделку!

А вот отношения Меллорса и Конни совершенно противоположны отношениям с Клиффордом. С егерем у них сразу как-то не заладилось, они спорили, ругались, язвили друг другу, но с самого начала была страсть, мне порой казалось, что они чуть ли не подраться друг с другом готовы. Но так же как и с Клиффордом в свое время отношения перешли от любви и восхищения к ненависти, отношения Конни и Меллорса перешли от ненависти и неприятия к любви. Совершенная противоположность. Если с мужем главным было общение, то с Меллорсом верховодила страсть. Я не всегда понимала их отношения, потому что они действительно были сложные. И Конни, и Меллорс боялись своих чувств и чувства эти были странным коктейлем из желания и нежелания, из ненависти и любви, из отторжения и притяжения. Она хотела уйти и остаться, он хотел прогнать ее и никогда не отпускать. В их отношениях секс является мерилом всего! Но, хоть порой и кажется, что они только о нем и думают и только им и занимаются, это не так. Конни и Меллорса объединяет не только всепожирающая страсть, но и взгляды на жизнь. Они не всегда это видят и об этом говорят, но все же мыслят в одном и том же направлении, у них одни и те же ценности, одни и те же вещи они не понимают в людях и мире. И они оба отшельники по сути своей.

В книге много секса. Здесь бесконечные фаллосы, ласки и проникновения. И порой это довольно грубо, порой излишне, порой смешно, порой мило, но в целом ведь правдиво. Немало внимания уделяется стеснению, которого не должно быть, и мнению других, которое не должно волновать. Для автора секс как бы является мерилом истинности любви. Как писал Лоуренс в своем эссе:



Фальшивая любовь - красивое пирожное, но очень плохой хлеб. Она вызывает сильнейшие эмоциональные расстройства. <...> Беда с фальшивыми чувствами в том, что от них  никто не бывает счастлив и доволен.

Но не все внимание в книге уделено любви и страсти. Автор довольно много рассуждает о современном на тот момент обществе. О жажде власти и денег. И о Вертихвостке Удаче, которую все пытаются поймать в свои сети или задобрить, конечно же, ради денег. Деньги, деньги, деньги. Все хотят только денег, из-за них люди меняются, ожесточаются, превращаются в роботов, гробят свое здоровье, плюют на других. И опять же деньги являются причиной ненависти между простым народом и аристократией: одни ненавидят других за богатство, другие за безденежье. Рабочие завидуют своим хозяевам, а хозяева, в свою очередь, смотрят на своих слуг свысока, как будто они и не люди вовсе. При этом, например, именно сиделка миссис Болтон, прислуга Клиффорда, подала ему мысль о возрождении шахт, стала незаменимым помощником во всем в буквальном смысле и вытянула из пучины отчаяния. И Клиффорд будто отказывался это понимать, хотя в итоге их отношения с миссис Болтон и стали чем-то большим, чем просто отношения с прислугой.

Я, честно говоря, ожидала совершенно другого, но в итоге книга оказалась для меня открытием. Многое здесь не близко мне, многое непонятно, иногда безумно хотелось пропустить внезапные скучные и бессмысленные описания, но все это не сделало книгу хуже. Только вот открытая концовка меня прямо возмутила! Ведь я до последнего не могла угадать, как же в итоге сложится жизнь Конни и Меллорса, к чему приведет их любовь. Порой мне казалось, что они никогда не смогут быть счастливы, порой казалось, что вот оно их светлое будущее. Но в конце концов осталось только ждать и надеяться вместе с героями книги.

А еще для меня так и остался открытым вопрос, является ли изменой то, что произошло между Конни и Меллорсом? Ведь с одной стороны у нее есть муж, с другой стороны этот муж сам дал жене волю искать любовника и даже зачать от него ребенка, главное, чтобы никто не знал. С одной стороны это нечестно по отношению к Клиффорду, но с другой стороны, возможно, еще в большей степени нечестно заставлять Конни жить жизнью монахини и служанки.