Больше рецензий

garatty

Эксперт

Дилетант Лайвлиба

11 мая 2013 г. 14:54

313

4

Жестокий век! Мир укрепляется пушками и бомбардировщиками. Человечность – концентрационными лагерями и погромами. Мы живем в эпоху, когда все перевернуто с ног на голову. Нынче агрессор – покровитель мира, а избитый и затравленный – возмутитель общественного порядка. И подумать только – целые народы верят этому!


"Возлюби ближнего своего" - повторяет за Христом Ремарк. И показывает людей отверженных и отлученных от всеобщей любви. Людей чужих и ненужных. Ремарк в своих романах всегда изображает отверженных и изгоев, и каждый раз находит разную причину и суть их отчужденности. Его героями могут быть ветераны войны, которые не могут приспособиться к мирной жизни, или молодые солдаты, которые не могут приспособиться к войне. Или как в этом случае - люди, которые оказались ненужными и лишними. (Вот уж, где можно было бы развернуть дискуссию о “лишних людях”) Ступая по пути изучения природы изгнанника, Ремарк обращает свой взор на людей, которые стали изгнанниками по принуждению государственной машины.

Немецкие эмигранты времен Гитлера - евреи, полуевреи или просто неугодные немцы. Неугодные своей стране профессора, доктора, рабочие, студенты оказываются ненужными и в других европейских странах. Они люди даже не третьего сорта, а пятого и шестого. Их ждет жизнь в тюрьме, в нищете, в вечном обмане гражданами той страны, в которой они находятся, и периодических избиениях. Смотря на все это, Ремарк говорит: "Возлюби ближнего своего". И в этом находит решение проблемы. Но, как известно легко возлюбить приятных и перспективных, богатых и преуспевающих, счастливых и довольных, тех, кто способен оплатить твои услуги, а возлюбить бедных и несчастных, обездоленных и униженных, и тех, кого еще ко всему прочему ищет полиция практически невозможно. Пусть даже они и невиноваты в своих злоключениях и несчастьях. "Нормальный человек" всегда будет смотреть на них с презрением, с отвращением, ведь они все грязные и оборванные, да и ещё принесут неприятности. Любой “нормальный человек” попытается обобрать этих несчастных или сдать в полицию. Он не видит в них людей подобных себе, он видит в них даже и нечеловеческое существо, а лишь паразита. И вряд ли найдется более удачное название для произведения описывающее все этом, чем "Возлюби ближнего своего."

Но даже в дешевых номерах и камерах, на окраинах городов и на государственных границах есть место этой самой любви, так же, как вере и надежде. В эмигрантской среде и в среде людей поставленных в нищенское положение находит место сострадание, взаимовыручка и поддержка. И Ремарк продолжает развивать идею о том, что с тяжелыми временами приходит и настоящая дружба. И этим оно ценно.