Больше рецензий

13 февраля 2022 г. 15:58

860

2.5 Конец тире, мой батискаф

Книгу можно разделить на полтора землекопа. Пол - чернушно-бытовое начало и объяснительно-сентиментальный конец. Тора - псевдо-магический реализм середины.

Начну с Торы, как правоверный гой. С рассказа про Настю понеслась абсурдная повесть с излишним натурализмом ниже пояса. Какое-то время я терпела и вчитывалась, на дремучих сказках сдалась и пробежала этот бред по диагонали. Именно в этот момент я поняла, что давно знаю явление "проза поэта". Более того я в этом участвовала. К счастью, у меня напрочь отсутствует ностальгический романтизм, поэтому очарованию этих игр я не поддалась. Просто вспоминала, как рождается такая проза. Кто-то в юности торчал на жж, отчаянные - на лепре, а тихие и домашние психи - на дайри. Именно на дайри вовсю играли в литературные игры "напиши в комментариях два имени, я сочиню лавстори", "дай мне два слова, я сделаю сказку", "соедини 33 подписи твоих ПЧ в рассказ" и так далее. Получалось весело и сочинялось взахлёб. Со всех сторон и во все дневники неслось "тебе надо издаваться, пиши еще, неси в редакцию". Вот кто-то поверил и понёс. А лишнее это. Потому что такие игры хороши во френдленте, среди знакомых, как сотворчество и соучастие. Читать же вывихи фантазии неизвестного человека - мучительно и скучно. Ну и возраст уже не тот, наверное.

Тут мы подбираемся к Полу. Мой любимый Петербург, знакомые локации, родные места. Только не знаковые. Для меня не знаковые. Это как с домом на улице Типанова... - дом один, но кто-то в библиотеке сидит, кто-то в баре. Те, кто в баре зависали, были старше меня на пару лет. Лирическая героиня Горбуновой младше меня на 3-4 года. И те и другие вроде как моё поколение. "Время такое было", "обстоятельства" - тоже мои. Но я не понимаю ни тех, ни других. И "достоверность описания" 1990-х и 2000-х лет не кажется мне такой уж достоверной, хотя бы потому что она не полная. Мои впечатления подсказывают, что не исчерпывалось это время пьяным валянием в канаве, платным сексом, дебошами и бандитами. Хотя всё было, конечно, и столкнуться с этим можно было не по своей воле, но... От книги Горбуновой веет апокалиптическим врождённым желанием во всё это встрять. И это как определяющая черта поколения. Возможно, я опять не попала в выборку, 5 лет разницы имеют значение? Буду ждать мемуары петербуржца одного со мной года рождения, они расставят всё по местам.

Но что-то подсказывает, что дело не в возрасте, а в отношении к миру. То, что чувствует героиня Горбуновой, для меня неожиданно, как с другой стороны Луны. Совсем другие интересы и желания. Даже когда она поступила на философский и в историю стали вплетаться Бахтин и Ницше, писательница не стала мне ближе, потому что стало заметно, с каких разных позиций мы на них смотрим.

Эх, понятный мне мемуарист должен быть еще и толкинистом, видимо. Другая тусовка. У Горбуновой мелькнула группа товарищей "интеллектуального и артистичного толка")) Но мало и всё равно не совсем моё. Потому что и тусовка - уже не моё. Это чувство "не моего" преследовало меня всю книгу. Коробила аннотация про достоверность. Всё кричало "нет, не правда, я пережила другие 90-е и нулевые". А на том первом карнавале в "Петербурге-городе солнца" я сгорела, как на испанском побережье, это было так удивительно и абсурдно. Люблю Питер до мурашек. Вообще почему так мало города? Это же главное в мире. В начале мира. Кому конец света, кому начало мира - мне изначально не близок смысл этой частной истории, неприятны персонажи и язык, непонятны мотивы. Я другая и достоверность другая. Это были очень тяжёлые полтора землекопа.