Больше рецензий

10 февраля 2022 г. 00:41

405

5 Красота - страшная сила

С первых строк пьесы Гедда Габлер предстает перед нами красавицей, необыкновенной женщиной, дочерью самого генерала Габлера, родство с которой так порадовало семейство Тесман, а именно тетю Юлле, ведь теперь ее племянник женат на такой прекрасной девушке. А еще тетушку радует возникшее подозрение, что даже смерть родной сестры не так больно воспринимается.

Гедда же с первого своего появления воспринимается холодной, циничной и - несчастной, которая вышла замуж совсем не по любви. У нее совсем другие интересы и устремления, которые потихоньку хочет привить своему молодому супругу. Приобретение дома советницы - это начало осуществления ее планов, ведь именно этим приобретением молодой Тесман и смог заполучить <завоевать> ее. Впрочем, кавалеров около нее вилось-то предостаточно, но провожать домой ее по пути было только, как оказалось, Тесману. У ассесора Бракка иначе пролегал путь, Левборг совсем другим заинтересовался.... Короче, фрекен Габлер воспользовалась тем, что было доступно, но совершенно ей неинтересно, а потому это вызвало в ней скуку, раздражение, цинизм и неудовлетворенность. Ко всему этому стоит прибавить ее стремление к красоте. И очень, признаюсь, странной и неординарной. Любимое занятие фру Гедды - играть чужой жизнью, воспринимая себя вдохновительницей мужчин на поступки. Только поступки должны быть красивыми. Но - в жизни не бывает так, как большинству хочется, особенно, когда начинают управлять чужой жизнью. Она мечтала об "увитом виноградными листьями" Эйлерте Левборге, а получила обычного завсегдатая холостяцкой пирушки, который оказался к тому же еще и растеряхой. Но Гедда ждет от него поступка. Она все еще его любит (и любит и любила, насколько могла, по всей видимости она только его). И мысль о том, что он может любить другую, больно ее гложет. А то, что эта другая причастна к его возрождению, ей невыносима.

А эта другая - фру Эльвстед - симпатичная и тоже несчастная женщина, вышедшая замуж за человека намного старше ее и совсем не по любви, любит Эйлерта Левборга совсем по-женски, сама того не желая вдохновляя на поступки, создание шедевров. Фру Теа и фру Гедда - как белое и черное, как возвышенное и земное в жизни мужчины, какое из этих двух начал возьмет верх - так и сложится его жизнь.

Йорген Тесман. Честный, немного наивный, воспитанный, заласканный тетушками, любитель истории и старых документов. Только история с рукописью ставит на нем пятно (хотя бы в его собственных глазах).
Тесман и Левборг - бывшие друзья и соперники. Соперники по всем фронтам - и на любовном, и на профессиональном.

Асессор Бракк. Инициатор треугольника, будучи заинтересованным в молодой фру Тесман. Человек, играющий чужими судьбами и жизнями, и совершенно не переживающий на этот счет. Родственная душа Гедды Габлер, только столкнуться с таким же, как сама, ей было невыносимо. Потерять свободу, возможность мнимой иллюзии вершителя судеб - эта мысль ей была невыносима. Ее манил мир мужчин, но скорее всего ее манило то, что ей было недоступно. Красота ей виделась в смерти, красивой смерти. Смерть, добровольную смерть, воспринимала как достойный поступок.

Лучше умереть!
- Ну, так обыкновенно только говорят, но не делают.

Вот именно. Особенно женщины, для которых остаться даже после смерти красивой - непреодолимое желание. Поэтому очень странным выглядит последний поступок Гедды, любительницы красивого, - выстрел в висок....

Но, боже милосердный... ведь так не делают!"

За отличный совет благодарю Anutavn в Театральной антрепризе (спектакль второй) в группе "Драматургия"!
Также прочитана в игре "Вокруг света с...", остановка - Норвегия.