Больше рецензий

8 февраля 2022 г. 22:52

114

4.5 "Реальность - это проблема точки зрения"

"Не разорваться же на части!" - кто хоть раз не восклицал подобное при необходимости выполнять множество дел, требующих участия одновременно и порой в разных местах. В новом мире нет ничего невозможного. Создание сразу нескольких копий себя самого - обычное дело. Для выполнения сложной работы или рискованного мероприятия тоже можно создать копию, которая всё сделает за тебя, а в конце дня (таков жизненный цикл голема) выгрузит в память все накопленные впечатления и опыт.

Несколько начальных глав книги Дэвида Брина дались нелегко. Немало усилий потребовало понимание "матчасти". Постепенно сложился своеобразный словарь основных терминов, выстроился синонимический ряд, и стало проще, а вместе с тем и увлекательнее.

Архи - человек, создавший копию (видимо, сокращение от "архетип")
Риг - то же, что и архи (возможно, сокращение от "оригинал")
Рокс - копия человека (скорее всего, сокращение от "ксерокс")
Дитто - копия человека
Голем - копия человека. В данном случае указание на суть: копия вылеплена из специальной глины
ВП - "Всемирные Печи", организация, стоящая во главе исследований, разработки и промышленного производства заготовок и оборудования по производству копий.
Динобус - транспорт для копий
Зелёный, серый, эбеновый, пурпурный, жёлтый и др. - обозначение копий по цвету. Цвет копии зависит от выделения главной функции. Что-то сродни профессиональной квалификации. Самые дорогие и привилегированные -эбеновые и платиновые. Зелёные создаются для мелких поручений и грязной физической работы.
Франки - неудачная копия, претендующая на самосознание (от Франкенштейн)
Постоянная Волна - энергетическая составляющая человека, его душа.
Разгрузиться - передать информацию, впечатления, воспоминания о прожитом дне от копии своему оригиналу. Разгрузить может лишь создавший копию.
Рециклер - мусорный контейнер для останков големов с целью последующей переработки.

В центре сюжета фантастического детектива расследование, которое ведёт Альберт Норрис. Он уверен, что речь всего лишь о промышленном шпионаже, но на деле всё оказывается гораздо запутаннее и серьёзнее.

Фантастический антураж позволяет читателю наблюдать за событиями сразу в нескольких проекциях, ведь Альберт использует "двойников" весьма активно. Кроме того, он из тех, кто и сам, в своём реальном органическом теле, готов пуститься в авантюру, пренебрегая опасностью и рискуя.

На страницах романа стычки, погони, слежка, романтические чувства, стремление докопаться до истины, попытки установить мировое господство и много морально-этических размышлений.

На поверку оказывается, что движущих силы две - деньги, дающие роскошь и власть, и мечта о бессмертии.

У внимательного наблюдателя возникнут вопросы о том, какой именно мир считать настоящим: тот, который населяют копии, или мир органических людей. Формально именно люди имеют права. Голем (дитто) всего лишь собственность, однодневный исполнитель. Но множество деталей указывают на жизнеспособность "глиняного" мира. Наделённые душой, дитто вызывают отторжение или симпатию. За них переживаешь, как за обычных людей, тем более, что они по сути и есть люди. Или нет? Опять вопрос восприятия: "Реальность. - это проблема точки зрения".

Взаимодействие человека и компьютера давно не удивляет. У Брина это не просто взаимодействие: человек ежедневно воспроизводит себя в копиях, наделяя своеобразных биороботов частью своего сознания и души, взаимодействует с ними, а затем обогащает собственный жизненный опыт своими же/чужими воспоминаниями и уроками. Если этот опыт негативный, можно проигнорировать этап разгрузки, и тогда отслуживший своё робот-копия станет обычным мусором, не имея возможности возродиться.

Моральная сторона явления рассматривалась неоднократно в разных вариациях, в частности, это вопросы этики в клонировании.

Считать ли глиняного робота с однодневным жизненным циклом человеком? Почему бы не продлить жизнеспособность дитто? Только ли коммерческая составляющая имеет тут значение? Или дело в том, что с удлинением цикла копия обретает всё большую автономность и уже не так настойчиво ощущает потребность в разгрузке? Эти вопросы поднимаются в книге. А ещё делается попытка заглянуть в параллельные вселенные, выйти в космос и прикоснуться к таинству духовного мира в стремлении понять, что такое душа и как духовное и телесное, простое и сложное, приземлённое и возвышенное связаны между собой.