Больше рецензий

25 января 2022 г. 13:43

412

4 "... За куполом..."

Страшные книги бывают разными. Кого-то пугает, когда сюжет в изобилии нашпигован как рождественский гусь кровью, кишками, оторванными конечностями или когда на каждой странице Вас поджидают зомби, вампиры, оборотни и прочая нечисть. Кому-то гораздо страшнее, когда автор поднимает со дна человеческой души на всеобщее обозрение все самое мерзкое и гнусное, что есть в людях. Но такими литературными страшилками уже никого не удивишь. А вот Марлен Хаусхофер, автор "Стены", создала новый, ранее лично мне не ведомый, и по-своему уникальный способ заставить читателя испытать страх. Никогда бы не подумала, что такое возможно в сюжете, где практически ничего не происходит! "Стена" - это по сути сюжет-вакуум, из которого выкачали буквально всё, оставив лишь одинокую женскую фигурку, живущую исключительно сегодняшним днем, без права на воспоминания о прошлом и без какой либо надежды на будущее. Мы никогда не узнаем, что приключилось с миром и почему наша героиня оказалась за куполом, накрывшим планету и погубившим все живое под ним. Эта книга - не та представительница жанра фантастики, которая ставит своей задачей тщательную прорисовку причинно-следственных связей постигшей Землю катастрофы. Здесь писательское фантастическое допущение читателю следует принять как данность, не требуя взамен ответов на вопросы как это случилось и почему. В авторском фокусе в этом случае оказался совсем другой аспект произошедшего.

Перед нами женский вариант робинзонады, в котором основной упор автор сделала не на том, как выживает наша героиня, а на том, что она при этом думает и чувствует. Поначалу я очень долго не могла приноровиться к чтению - мне казались невыносимо скучными дневниковые записи в стиле "подоила корову, покосила сено, окучила картошку" изо дня в день. Буквально пару абзацев - и на меня нападала жуткая дремота. Книга объемом в 280 страниц начала казаться мне бесконечной. Но как-то незаметно для самой себя я втянулась в эти однообразные хозяйственные будни и начала воспринимать их не только как необходимый для обеспечения жизни героини набор действий, а как ее способ не сойти с ума и придать своему существованию хоть какой-нибудь смысл, хоть какую-то видимость деятельности и планирования. Эта череда однообразных дел вкупе с тем, какие чувства день ото дня нарастают в душе героини и какие мысли начинают терзать ее ум - авторский способ передать все то одиночество и отчаяние, всю ту неизвестность и неопределенность, которые постигли нашу героиню. Я, правда, ждала от нее большей деятельности по изучению стены, попыток подкопа или выяснения границ, но автор как-то обошла эти моменты стороной. Удивительно слишком быстро и безоговорочно героиня приняла факт наличия стены, смирилась с ней и попыталась ужиться... На первый взгляд выжить во всеобщей катастрофе - это удача, но видение ситуации очень меняется, когда понимаешь, что сулит тебе это выживание... На первый взгляд эта безымянная женщина счастливица, а вот на второй... Ей самой предстоит пройти долгий и непростой путь, чтобы понять и переосмыслить множество вещей, которые до катастрофы виделись в совершенно ином свете...

Мне кажется, что современному человеку непросто с ходу представить, каково это - очутиться в абсолютном и беспросветном одиночестве. Не только без людей, но и без книг, телевизора, интернета, радио и других вещей, которые позволяют нам опосредованно ощущать себя частью социума. Если Вы считаете себя социопатом, если Вы устали от людей и думаете, что были бы счастливы в один день избавиться от них, почитайте "Стену" и, перевернув последние страницы, подумайте, остались ли Вы после этого при своем мнении и так ли заманчиво по-прежнему для Вас одиночество. Одиночество привлекательно только тогда, когда мы сами его выбираем и когда в любой момент можем прервать. В виду отсутствия других людей наша героиня начинает привязываться к немногим выжившим животным. Ее любовь к ним и забота невыносимо трогательны. И в то же время я понимала, что именно через них жизнь нанесет ей еще один удар - даже пострашнее того, который вырвал ее из лап всеобщей смерти и обрек на одиночество. Лишиться всего мира - это одно, а лишиться тех немногих живых существ, которым она подарила частичку своей души и которые стали для нее своеобразным оплотом в жизни - совершенно другое. В этом смысле финал предсказуем и известен наперед. Да и сама героиня неоднократно об этом предупреждает. Но от всего того развязка не становится менее болючей. Я ждала ее так, как ждут удара, когда видят занесенный кулак. И если начало книги я читала в час по чайной ложке потому, что мне было скучно, то чем ближе к концовке, тем замедлялся мой темп от нежелания приближать страшное и неизбежное. У Марлен Хаусхофер получилась одновременно очень страшная, очень грустная и очень сильная книга. Она из тех, которые я запомню надолго, но никогда не возьмусь перечитывать или советовать кому либо.

Книга прочитана в рамках 12-го тура игры "Новогодний флешмоб 2022" Пожалуй, это самый неудачный совет за все годы моего участия в игре. Я буквально таки кричу в заявке, выношу в первый пункт ограничений, выделяю жирным и подчеркиваю просьбу не советовать мне книги, в которых есть животные в сюжете. И получаю совет, где на одну главную героиню приходится по меньшей мере 6 животных, которых будут страдать, болеть и умирать! И это не та книга, в которой о наличии животных в сюжете можно случайно забыть! Я уже не представляю, как нужно формулировать подобное ограничение, чтоб советчики меня услышали...