Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 апреля 2013 г. 17:01

113

5

Доктор Махатхир - как его стали называть не за формальную ученую степень, а за подлинную мудрость - чем-то мне напоминает президента США Линкольна или премьер - министра Великобритании XIX века Дизраэли. Своими поразительными, на разрыв, падениями и подъемами по карьерной, а для политика это - суть жизненной - лестнице. Все трое были вынуждены уйти на время из политики с должностей членов парламентов. И все трое сказали себе: "Ещё не вечер!"
Доктор Махатхир прошел сложнейшую эволюцию от почти радикального националиста до сложнейшего в своей системе взглядов и практических результатов политика мирового уровня. В самом деле: "азиатские", "малайские", "исламские" ценности - и это всё - в основе деятельности. Ценности: сначала, априори - ценности. На их основе - всё прочее. Как всё это можно сочетать, "примирить" и этим же руководствоваться? И быть к тому же успешным!?
Если новая экономическая политика - это нам, россиянам, понятно, известно. Но что такое "позитивная этническая дискриминация"? Так ведь и не он её придумал - опирался на опыт США. Но эффективно применил именно он!
Махатхир Мохамад и Ли Куан Ю. Любому внимательному читателю, любому интересующемуся "третьим" миром, очевидно заочное соревнование между ними, лидерами соседних стран. Думаю, не ошибусь, что Ли был лидером, главным креативщиком. Но и стартовые позиции были разными. Речь - о цивилизационных различиях. Получалось так: Малайзия - страна - больше, ресурсов - больше, но качество населения - хуже. Сингапур - страна - маленькая, ресурсов - ноль, преобладающее население -да, не очень образованное, да - торгаши и крестьяне, но всё же - китайцы с их 5-ти тысячелетней цивилизацией. У Ли нашлись добрые и справедливые слова к своему заочному "сопернику": "Махатхир тащил малайцев от мракобесия к науке и технологии... дал им видение будущего, основанного на науке и технологии...символом которого стал "мультимедийный суперкоридор".
Малайзия - страна федеративная и многонациональная. Поразительно, как государственный деятель вел справедливую и в конечном итоге эффективную национальную политику, в основе которой с одной стороны -справедливость и, несмотря на позитивную этническую дискриминацию, равные возможности для всех этносов, с другой - абсолютное, безоговорочное равенство всех перед законом, какой бы национальности преступник не оказался. Читатель, не напоминает ли это вам нечто из нашей жизни, столь богатой и такого рода проблемами?
Чрезвычайно важный аспект политики Доктора "М": он - едва ли не единственный политик исламского мира, продемонстрировавшего по-настоящему реальную и эффективную модернизацию. В условиях, существенно по ресурсному обеспечению, худших, чем монархии Персидского залива. Как он сумел переплавить энергию исламского экстремизма в энергию исламской модернити? Как? Для России - из основополагающих проблем!
"Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество". Кто-то опроверг это высказывание? Доктор "М" не был зашоренным политиком, он творчески осмысливал и реализовывал то лучшее, что "выработало человечество".
И ещё. Критикуя ту социальную модель, созданную на Западе, он пишет: "иллюзия - полагать будто нанятые государством работники будут осуществлять социальный уход за пожилыми и немощными лучше, чем это делают члены семьи". Поэтому задача исламского государства, как это понимал Доктор "М" - помогать семье, а не вырванному из её круга и помещенному в казенное учреждение человеку. Или для нас это не актуально?
Рекомендую к настоятельному прочтению.