Больше рецензий

27 декабря 2021 г. 10:34

921

4

Очень, очень неплохо.
Я принципиально не смотрю фильмы про одержимых и экзорцистов. И книг я до сих пор на эту тематику тоже не читала. Однако желание прочитать «Омена» меня не покидало с тех пор, как я узнала о литературном первоисточнике, по которому был снят знаменитый фильм, поэтому я наконец-то это желание удовлетворила.

«Ближе всего к великому стоит честность» (с) Виктор Гюго

Не знаю насчет великого, так как это величина крайне относительная, однако как я читала, сам Зельцер честно признавался, что написал «Омена» исключительно денег ради. И во-первых, это честное признание как бы смягчает всяческие возможные попытки как-то возвысить художественную ценность данного произведения, а во-вторых, если бы все писали ради денег так, как это сделал Зельцер, то откровенно вторичной и третьесортной литературы было бы на порядок меньше.

Итак, что мы имеем в «Омен. Знамение»? Думаю, сюжет известен если не всем, то очень и очень многим, посему пересказывать его не имеет никакого смысла. Да, большей частью — и с позиции человека, живущего в 2021 году, то есть прочитавшего много литературы в жанре «ужасы» и посмотревшего фильмы близкой тематики — книга предсказуема. Случайная фраза, какой-то выбивающийся из нормы поступок — и уже можно предугадать, что будет дальше. К тому же стиль Зельцера получился откровенно «сценарным» - чего, как я читала ранее, также добивался сам автор. И это огромный плюс, так как вместо витиеватых и сложносоставных фраз перед нами находится сухой, четкий, не содержащий никакой «воды» и никаких лишних деталей текст, создающий чисто мистический концентрат напряжения и интриги.

Персонажи выписаны под стать — они кажутся в меру живыми и настоящими, потому что в них привнесены и сохранены все необходимые для этого черты характера. Никакой пошлости, никакой откровенно вычурной эротичности, как это любят сейчас пихать куда надо и особенно куда НЕ надо современные писатели в жанре мистики и ужасов. Все предельно пристойно, четко и по делу. Конечно, книга не лишена жесткости, однако сама ее идея такова, что она должна создавать необходимый напряженный антураж.
Конечно, как и во всех историях ужасов, тут не обходится без каких-то лишенных логики моментов. Вроде безвольности родителей в плане выбора няни собственному ребенку или вопроса, зачем жене видного дипломата самостоятельно лазить по табуреткам, чтобы полить цветы? Неужели она не могла попросить сделать это горничную?
Но как правило, то, что логично, известно и понятно читателю, вовсе необязательно понятно героям книги, поэтому эти мелкие шероховатости хоть и вызывают четко выраженный скепсис, однако не особенно портят впечатление от прочитанного.

Хотя если объективно, то для своего времени книга получилась более чем отличная, особенно если говорить о концовке. Хитрый ход, призванный ввести читателя в заблуждение, безусловно сработал бы, не знай я о многочисленных продолжениях и их примерных сюжетах.
Однако общий антураж, напряженная атмосфера и неторопливая динамика, постепенно уводящая читателя все дальше в дебри непостижимого ужаса хороши даже без оглядки на давность написания.
В конце концов, если какие-то сюжеты и признаются в своем роде классическими, значит, они этого чем-то да заслуживают. И потом, это также своего рода глоток свежего воздуха на фоне разных «Судных дней» и «Химмельстрандов», которые, может, и хороши, но порой уж слишком вычурны и замысловаты.

Все же иногда простота — это залог успеха.