Больше рецензий

LinaSaks

Эксперт

Случайный, Лайвлибовский

25 декабря 2021 г. 15:05

178

2 Всего и сразу, чтоб дорого-богато.

Читаешь-читаешь, читаешь-читаешь, в какой-то момент просто на лыжах едешь, потому что то одно произойдет, то другое, то один появится герой, то второй и ты как бы в расслабленном состоянии, а потом ты начинаешь понимать, что повесть затягивается, а смысла в ней не прибавляется, а знакомые лица из других книг начинают проявляться. И так тебе тоскливо становится от происходящего, не, не в книге (хотя там тоска непроглядная, да), а в литературных премиях вообще, что усердно начинаешь напоминать себе, что есть еще люди в наших селеньях, те, что пишут, вот прям сейчас, вот такое же мистическое, но с умом, со смыслом, только в премиях-конкурсах не участвуют.

Печально, когда в книге идейка-то была, но человек ее не смог оформить и выговорить так, чтобы читать хотелось и советовать читать, чтобы эту идейку обсуждать хотелось, а не махнуть рукой на нее.
Ну давайте смотреть, у нас есть паразиты, иначе они себя не называют, ну может только каннибалы. Им вся еда не вкусна, только тела точно таких же как они. Не всех людей, а именно себе подобных и людьми, кстати, они себя не считают. И жрать понятно все время нечего, как они еще все не вымерли тоже непонятно, потому что кушать хочется каждый день, а плодиться и размножаться приходится как всем людям... Тоже, между прочим, вопрос и провал в логике, потому что эти подобные сбиваются в стаи и кушают, причем как бы всех кушают, не только старичков, но и малышей, и не только дурачков, но и умненьких тоже, ну и женщин еду плодящих в возрасте детородном едят... Бесы у них в голове, что ли вместо мозгов?
Ну и есть люди, то есть мы, которых приспособили кушать так, чтобы еда доставалась паразитам. Вся. И сейчас мы опять в ямку - бух. Паразиты заставляли людей есть, пока у них пищевод не лопнул. Ладно думаешь ты, еда попадает в человека, но у нас есть главная героиня, которая сожрала кучу продуктов и котом закусила и ничего с ее пищеводом не произошло, мало того у нее и пузико не надулось. То есть она жрала не в себя, не прожевывая, но где-то вот как раз на стадии пищевода еда пропадала... Система питания сильно непонятна.

Ну, ладно волшебство дело необъяснимое, оставим его. Пойдем по героям и их действиям.
Итак, у нас есть Олег, он главный у паразитов, потому что придумал религию про страшного серого бога и назначил им себя, потому что разобрался в каких-то там корешках и смог накормить свою стаю и родственников. И есть у Олега идея стать как люди, потому что люди они лучше, они ж друг друга не кушают. И вот находит он Надю... Кстати, когда он находит Надю, он прежде указывает на мальчика какого-то и лишь потом на Надю, и говорит Веронике, девочке-паразитке, понимаешь? Она честно говорит, я мозгом как ты не наделена, ты мне на пальцах объясни. Он губешки поджимает, смотрит презрительно-устало и что-то там намекает, что Вероника радостно понимает, а я нет. И автор мне пишет, понимая, что я не Вероника и всего не знаю, что, мол, сейчас они себе все сами придумают, а потом придет он, Олег, и разрулит дело еще круче, потому что руководители так и должны поступать, приходить в ореоле славы. Я до конца повести ждала разъяснений по поводу заковыристого плана и не дождалась. Если там что-то и было, то только в кормежке и заключалось, без заковырок и подхихикивания, чего подхихикивать-то? Это обычная охота. А тут навели тень на плетень и не объединили никак ни девочку, ни мальчика, чтобы это было для еды.

И вот находит Олег Надю и... лично начинает ее окучивать. И главное, так фартит паразитам, что над Надей начинают смеяться, что она толстая (хотя девочка в пределах нормы), да и подружка начинает заводить разговор о том, что вот она нужных килограммов достигла. Можно было бы подумать, что это паразиты так на людей действуют и Надю к похудению подбивают, но про это не будет, ни сном, ни духом, кстати, и про рак у сестры матери Нади, тоже не будет, ни полслова о том, что это вот они такие молодцы, не, они тоже на лыжах с горки в удобренную землю скатились. А если бы не начали смеяться? А если бы Максим раньше с Надей по душам разговаривать начал? А если бы у мамки сестры не было? Столько "если" возникает именно на фоне того, как происходит обработка Нади. Не эффектно, не красиво, топорно, довольно предсказуемо и без многих объяснений или слов триггеров, зацепок. В общем, сильно повезло паразитам. И Олег как оказалось только вот сейчас начал выходить в мир и оценивать людей. Ладно думаешь ты и так бывает.

Но дальше происходит два интересных случая. Когда Надя уже потребляет волшебный корень и паразиты живут в ее доме, Олег говорит, что она их собственность, и они за ней присматривают, именно поэтому с ней ничего не случится. И что интересно, и Олег и его группка последователей, знают, что Надя должна и сама что-то есть, прежде, чем их кормить, потому что человек без еды умрет. Точно знают, но есть ей не дают, даже минимума! То есть, имея понимание, что коровку надо для мяса подкармливать, они этого не делают. Загадочное поведение, очень не логичное для описанного расчетливого Олега.

Потом у нас в какой-то момент Надя повертывается на похудении так, что боится, есть сама, чтобы не потолстеть. Этот поворот мысли не происходит постепенно с причинами и мыслями, нет. Это вдруг происходит, то есть читал-читал ты про нормальную девушку, которая просто хотела скинуть вес и не была на этом заморочена, мало того объект ее обожания не особо и раскидывался авансами и поэтому ее неожиданная мысль: "если я съем кусочек, то потолстею и перестану нравится" - дикая и не имеет отношения к той девушке, которая была всего несколькими строчками раньше. Нет перехода, психологический финт понятен, но не объяснен.

По повести много провалов, но главное, что мне трудно принять, это бессмысленность истории. Если начало было хоть как-то намекающее на интересную тему, то все скатилось к тому, что нет среди людей братьев, поэтому фу на вас уйдем... и еще куча ошметков от тем, которые были не выписаны и не раскрыты, ну нельзя в маленькую повесть пихать все и сразу и делать дорого-богато, если не в состоянии все это действительно показать и указать, не сделать каждую тему звенящим колокольчиком. В повести сплошные перепрыги от одной темы к другой и что прискорбно, как я говорила в начале рецензии, все время несется запашок от других героев, например, описание исхудавшей до костей Нади с хрустом чего-то в спине. Очень многие моменты сильно напоминают Сумерки с исхудавшей Беллы. Да что многие, все исхудание Нади, словно с исхудавшей Беллы и списано. И паразиты с их религией, с их жизнью, с тем как они себя ведут, какой мир выстраивают, скажем, так, с той атмосферой, что им приписана, это уже Дом, в котором. Пара предложений вообще порой казалась, чуть ли не от Петросян и взята. И я могу понять, что всякая сиротинушка сейчас всех отправляет мыслями к ГП, хоть сиротинушки были всегда в литературе и детских историях, тоже самое, кажется, можно сказать и о мистичности связанной с "детьми" и "не такими как все", но всякая сиротинушка может быть описана иначе, приемы у автора могут быть иные, тут же отсылка слишком очевидная к Дому. Может быть совпадения и автор ничего не имел ввиду, может, но уже увы, не вычеркнуть слов из песни. Так же как и с Беллой. Может быть ему так видилось, а получилось как у Стефани Майер, с другой стороны, ну не комплимент ли это?))))

Только вот беда, что Петросян, что Майер свои истории вытянули и смогли рассказать, а вот Гриша Травин не смог вытянуть своей истории, он словно не совсем понимал, о чем рассказывал и это по повести видно, поэтому она читается трудно из-за сумбура из-за вечного переноса акцента. А еще, потому что язык у автора не развит. Столько "девушки" в одном абзаце быть просто не должно. Ее и зовут как-то и она местоимением быть может, да и вообще можно перестраивать предложения так, чтобы не повторять все время, что это делала и чувствовала девушка.

В общем, я так и не поняла, как это оказалось в рассказах, претендовавших в конкурсе на какие-то места, да в этом конкурсе (Новая книга, если правильно помню) из всего, что я пока прочитала мне до сих пор только работа Павла Давыденко и понравилась, она единственная была с формированной мыслью, которую и довел до конца автор, ну и заодно закончил красиво, без "ах" безысходности.

Книга прочитана в группе Трактир Чердак, добираюсь по синей ветке до трактира "Чердак" - "Мы едем, едем, едем, в далекие края! (Тур 1)"
Добыла крючок для вязания в Наперегонки со временем