Больше рецензий

23 декабря 2021 г. 13:19

2K

3 Кривое чёрное зеркало.

Весь мир заворожён новой игрушкой: кентуки, электронные зверята, обтянутые цветным плюшем и с камерой в глазах, зачаровали и детей, и взрослых. Кто-то поселяет кентуки у себя дома, радуясь новому питомцу - а кто-то становится "душой" кентуки, безмолвным, видящим всё наблюдателем. И приводит это к очень разным результатам...

Идея казалась мне чертовски интересной, но с самого начала у нас с романом что-то пошло не так. Всё это очень отдаёт парой серий "Чёрного зеркала". И я всё ещё ужасно не люблю "Зеркало"... но оно справляется со своими идеями на порядок лучше. К интересной идее в вакууме, когда прикладываешь её к реальности, возникают огромные вопросы. При этом законность такой игрушки как раз меньший из них - будто это первый раз, когда законодательство не успевает за технологиями.

Больше меня смущает, например, то, что игрушка с концами вырубается, если "партнёр" решает прервать контакт. Это ведь всё-таки недешёвое развлечение, вряд ли много кто остался бы спокоен, если бы по чьему-то велению 300 баксов вылетели в трубу, особенно неоднократно. Вероятно, это отсылка к тем моделям тамагочи, которые были "одноразовые" и после смерти питомца испускали дух, но тамагочи и подешевле были. Да и популярностью такие модели вроде особой не пользовались.

Это всё мелочёвка, но такой мелочёвки за время чтения набегает критическая масса, которая подрывает веру к автору. Каждое маленькое "ну допустим" суммируется с кучей предыдущих и в итоге мир разваливается как карточный домик. А это критично, особенно когда произведение позиционирует себя как некий социальный комментарий. Потому что либо автор не понимает, как работает этот самый социум, либо забила на это и сделала его неправдоподобным ради идеи.

Не то чтобы у книги был какой-то связный сюжет - по структуре это калейдоскоп историй разных людей, так или иначе упавших в новое развлечение. И есть среди них совершенно разные персонажи: владельцы и "сами" кентуки, взрослые и дети, подходящие к своей роли ответственно и просто желающие нажиться на новой моде. Некоторые эпизоды довольно длительны и повторяются, некоторые одноразовы - их героев после первой встречи мы больше никогда не видим.

Многие размышляют о раскрытии в "Кентуки" темы одиночества, и да, некоторые линии действительно о нём. Но по-моему, в значительно большей степени это о человеческой страсти к эксгибиоционизму и вуайеризму. Все социальные сети уже об этом, и инстаграм - апофеоз его. Кентуки просто выглядят следующим шагом в этом направлении, практически убирая посредника в виде, собственно, соцсетей.

Вообще, на мой взгляд, одна из самых интересных тем здесь - тот факт, что в некотором смысле отношения с кентуки похожи на отношения с родственником: ты не можешь выбрать себе вариант получше. Ты даже не можешь быть до конца уверен, что за человек тебе достался. Даже много лет знакомые и родные люди могут приятно или неприятно удивить, а уж незнакомец по ту сторону монитора - и подавно. А возврату и обмену ни первые, ни вторые не подлежат.

Как-то не получилось у Швеблин острого социального комментария - всё это уже было в Симпсонах "Зеркале". Автор его словно не дотянула, сама недоосмыслила, что именно ей хочется сказать. Слишком много всего сразу и потому одновременно почти ничего. При этом и просто романа с какими-то кульминацией и развязкой не получилось, потому что всё это слишком разрозненно и ровно-равнодушно, автор лишь даёт нам картинку, но никак её эмоционально не окрашивает. Финальный эпизод старался... но именно что старался. Я так ничего к этой книге и не почувствовал.