Больше рецензий

16 декабря 2021 г. 13:19

643

5 ֍ ВЗБАЛАМУТИТЬ ВЕСЬ АД, или СУДЬЯ, ЛЮБИВШАЯ ХОДИТЬ ПО КРАЮ ֍

картинка Santa_Elena_Joy

«У него внутри живет другой человек… Ребенок, который вырос внутри моего сына. Словно раковая опухоль…»
(Жан-Кристоф Гранже. «Лес мертвецов». 2009)
«…уравнение с тремя неизвестными: аутизм, генетика, первобытная история…»
(Жан-Кристоф Гранже. «Лес мертвецов». 2009)

Я полагала, что могу «переварить» любой роман любого жанра, лишь бы он не был скучным и нудным. Знала, что с Гранже уж точно не заскучаешь. Так-то оно так… Но после «Леса мертвецов» (La Forêt des mânes, 2009) Жана-Кристофа Гранже (пер. Евгений Головин, Александра Ратай) особенно ясно понимаешь, что книги, как и музыка, и живопись серьёзно влияют на психическое состояние человека. Вряд ли без следа проходит то, что мы читаем, слушаем, рассматриваем, изначально настроившись на развлечение и удовлетворение своего любопытства.

Такое вступление я предприняла для того, чтобы контролировать свои собственные эмоции и предупредить читателей, стоящих перед выбором, читать-не читать «Лес мертвецов» Гранже.

Читать, если вы считаете себя достаточно подготовленным читателем, способным адекватно оценивать художественное литературное произведение и не давать волю эмоциям. И, как бы банально ни звучало, слабонервным не читать. Это та книга, которую не всякий сможет «переварить» …

***
«Лес мертвецов» – третья – венчающая книга триптиха о зле, в который также входят «Чёрная линия» и «Присягнувшие тьме». Гранже во всех трёх книгах в художественной форме исследует природу зла, подбираясь к его истокам. По большому счёту он фантазирует, используя имеющийся у него опыт журналиста-путешественника, исследователя и писателя.

К «Лесу мертвецов» относиться следует, как к образцу массовой развлекательной литературы. Здесь нет глубоких философских, религиозных и иных исследований причин возникновения Добра и Зла, но тем не менее роман, на мой взгляд, не лишён определённой глубины. Автор пытается углубиться в психологию человека, определить психические мотивы поведения персонажей и раскрыть мотивы серии ужасающих кровавых преступлений.

«Объективности не существует. Правосудие – дело рук человеческих» – говорит автор словами главной героини романа – следственной судьи при Нантерском исправительном суде Жанны Крулевски (у Гранже, вообще-то, у неё фамилия Korowa). Это суждение можно было бы отнести практически ко всем проявлениям деятельности человека, в том числе и к взглядам на происхождение Добра и Зла.

Итак, основная идея романа – отыскать источник Зла. Для этого автор с помощью своих персонажей рассматривает Зло под различными углами: «аутизм, генетика, первобытная история».

Сюжет романа (триллер, роман-путешествие, приключенческий роман с элементами детектива и околонаучной фантастики) в наибольшей степени завязан на психотипе главной героини – Жанны. Она здесь является главной во всех смыслах: её психика, интеллект, образованность, опыт путешественницы, характер и мировоззрение. Все остальные персонажи призваны лишь осуществлять поддержку, как партнёр в балете, чтобы раскрыть талант и мастерство примы.

Жанна, пережившая серьёзную психическую травму – смерть своей 17-летней сестры, растерзанной каким-то психопатом-убийцей, хочет понять, откуда берётся такая свирепая жестокость. Она ещё не оправилась от этого потрясения («горстями» пьёт антидепрессанты, с головой уходит в работу), а тут ещё в Париже случается серия кровавых убийств, совершённых с фантастической жестокостью, и обостривших её незаживающую травму. Плюс проблемы с мужчинами: она никак не может найти свою «вторую половинку», чтобы установить долговременные отношения и наконец реализовать, заложенную в каждой женщине, тягу к материнству…

С её злополучного бойфренда – Тома и его психоаналитика Антуана Феро всё и начинается. Жанна рискнула нарушить должностную этику и превысила свои полномочия, включив в список на прослушку по новому делу, связанному с экономическим преступлением, простого фотографа Тома – своего любовника, понимая, что «тянет пустышку» и не имея на то СП – судебного поручения. Глупость, однако. «Нормальная» судья разве установила бы незаконную прослушку, тем более в угоду сугубо личным, бабским страданиям?

Жан-Кристоф Гранже «ищет» истоки зла, привлекая весь «арсенал» доступных ему средств. Какие только невероятные версии не выдвигает писатель. Если в «Присягнувших тьме» основная версия истоков зла – это служение дьяволу, то в «Лесу мертвецов» – какая-то мешанина из Фрейда, «механизма Отцов», древнейшей первобытной памяти народов (уж не Гюстава Лебона ли имел ввиду автор?)

Роман насыщен фактическими сведениями: географические путешествия в Никарагуа, Гватемалу, Аргентину с яркими и образными описаниями; исторический экскурс в докроманьонский период; прикосновение к антропологии; специфика жестких политических режимов – военные преступления против человечества и их безнаказанность; международная торговля оружием; каннибализм, инцест, кровавые жертвоприношения … и, конечно же, проблемы психических отклонений: аутизм, шизофрения … Причём, что характерно для Гранже, отклонения в психике есть у всех: и преследователей, и преследуемых.

Всё закручивается в духе Гранже: невероятные приключения, связанные с жаждой понять и отыскать истоки зла свершившейся серии убийств: взглянуть злу прямо в лицо. И только такая ненормальная, как Жанна, могла бы пуститься во все тяжкие, рванув к чёрту на рога – в Латинскую Америку, не задумываясь тратя все личные сбережения, обнуляя свои банковские счета. Ощущение не совсем психически здорового человека в лице главной героини не покидало почти до конца романа. И только в самом конце становится понятным, что она наконец-то пришла в себя. Стрессовые ситуации помогли понять Жанне смысл жизни и её ценность.

«Под занавес» романа Жанна, прекратившая принимать антидепрессанты и наконец ощутившая вкус жизни, говорит:

«Просто жизнь.
В конце концов, это не так уж и плохо».

P.S.
Что в сухом остатке? Хороший, добротный триллер в характерном Гранжевском исполнении. Узнаваем. Лично мне «испарять воду» не было нужды. На мой взгляд, все отступления от основного сюжета органично связаны с сюжетом: мне было интересно.