Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

10 декабря 2021 г. 13:05

4K

5 «Порочность – не порок»

...Итак, первое, что интересует после чтения: а вставили ли эту книгу в школьную программу? Я лично не помню, чтобы читали «Яму» в моей школе. Но факт таков: есть, оказывается, «детская» версия этой книги (начитка ее так точно есть), из которой где-то половину страниц выкинули. И вот мне интересно: что выкинули, а что оставили? Самые страшные детали, получается, выкинули? Венерические заболевания? Обсуждение половых извращений клиентов? А что оставили? Или говорить детишкам до 18 лет о проституции можно, а вот о ее последствиях нельзя?..

Должно быть, в свое время «Яма» была шокирующим произведением. Даже в 21 веке она впечатляет своей откровенностью, а в то время публично не распространялись о таком. Куприн не стал смягчать картину преступления (иначе это не назовешь). Он никого не идеализирует – ни девушек, ни их клиентов, но проституткам ты искренне сочувствуешь, а к клиентам испытываешь максимальную брезгливость. Увы, как все описывал Куприн, так все в России и теперь, и «Яма» остается у нас проклятой актуалочкой.
картинка ShiDa
Фем-движение, которое в России так же не любят, обычно выступает против проституции. Не потому, что секс – это «плохо, грязно, ужасно». Хотеть секса нормально и естественно. Если же человек секса не хочет, то это превращается в изнасилование, и деньги не могут компенсировать урон для психики. В проституцию не идут от хорошей жизни, на этот путь толкает либо отсутствие денег, перспектив и моральной поддержки (и тут выступает соблазн найти «легкие деньги»), либо ранее полученные психологические травмы, которые заставляют человека чувствовать себя грязным, недостойным любви. Бывает, из-за внутренних проблем человек воспринимает себя не как личность с собственными желаниями, а как тело, созданное для чужого удовольствия. Таким людям может быть... комфортно в данной «профессии», но с каждым годом психологические травмы будут углубляться, в итоге рискуя совершенно сломить своего носителя.

Куприн рассказывает, как в России шли (и идут) в публичные дома и на панель. Девушек продавали их родители и знакомые мужчины, многие были в малолетнем возрасте (10-12 лет), и они, в силу отрезанности от прошлого окружения, оказывались в заточении у «экономки» (т.е. обычной сутенерши). Девушек приучали к безалаберной жизни, в итоге даже те, кто копил деньги на «свадьбу» или свой магазин, были не готовы к жизни на воле. Они не знали, что им делать в этом мире. Как им зарабатывать на хлеб своими руками. Даже сильного желания вырваться из публичного дома мало, чтобы спастись, ведь из знакомых ни одного приличного человека (может, кто-то из клиентов, но это большая редкость), некому помочь девушке освоиться в большом городе.

Не оставляет Куприн без внимания и клиентов. Он описывает подробно три типажа:

1) Примерные отцы семейств, хорошие в обществе люди, которым не хватает секса с женой и любовницами из окружения, им хочется переспать с незнакомой девушкой, при этом они будут вешать проститутке лапшу на ушки, рассказывая, что они могут ей помочь, выспрашивая, как она встала на этот путь (ну нельзя же сразу в койку, нужно и поговорить!), но после соития забудут все обещания и добрые слова и молча уйдут. Девушки быстро привыкают к обещаниям таких взять на содержание, спасти и т.п.

2) Мальчишки, гимназисты и юнкера, которым уже хочется, но никто, простите за выражение, не дает. Обычно захаживают компанией и берут девушку «потому что надо», а иначе что товарищи скажут? В итоге часто заражаются половой болезнью (если не повезет), а если повезет, то всего лишь приобретают неверные знания/модели поведения с женщинами. Учиться сексу с проституткой ничем не лучше, чем учиться ему за просмотром порнографии. В постоянных отношениях все, понимаете ли, не так развивается и получается, а ошибочное представление о сексе грозит пошатнуть здоровое либидо, а то и вовсе стать источником глубокого разочарования.

3) Самый противоречивый (а может, и самый опасный) типаж – молодые социалисты/анархисты/прочие увлекающиеся. В отличие от первых двух типажей, хотят видеть в проститутке личность, стремятся спасти девушку из публичного дома и наставить ее на путь истинный, т.е. трудовой. Девушки же и этих хорошо знают, оттого и не торопятся «спасаться». Увы, но за красивыми теориями о «сделаем из проститутки рабочего человека» нет основания. «Спасители», если и забирают из публичного дома девушку, вскоре начинают об этом жалеть, заботятся о ней из все более отвратительной обязанности, а после, устав от этого, хватаются за любую возможность выгнать «спасенную» на улицу. Пусть дальше сама уже, я свое дело сделал! И снова, только узнав заботу (хоть и смутную), девушка возвращается к прежней профессии, ведь больше ей некуда идти.
картинка ShiDa
Отмечает Куприн и самое неприятное: омерзительное отношение к проституткам у «приличных» людей. Чем более нравственным мнит себя человек, тем хуже он относится к таким девушкам. Их-то и за людей не считают, в глазах клиентов, «спасателей», порядочных женщин они – лишь тела, Бог оставил их, им не полагается сочувствия и просто понимания. Проститутка (даже бывшая) – клеймо. Всю жизнь на тебя будут косо смотреть. Мужчины будут на тебя цокать языком и смеяться за твоей спиной. Это плохое отношение к проституткам, увы, есть и в современной России. Некоторые считают нормальным оскорбить человека, оказавшегося в таком положении, а то и плюнуть в его сторону, себя считая при этом очень хорошим.

«Яму» ни в коем случае нельзя читать в сокращенном варианте. Только полностью (только хардкор). Куприн полон сочувствия к тяжелой женской доле. И ему хочется верить и так же сочувствовать его героиням. Это злая, жестокая книга, ее местами неприятно читать. Но она заслуженно имеет столь высокую оценку и вошла в сборник нашей классики 20 века.

Прочитано в рамках Книгомарафона, Новогоднего флешмоба и Игры в классики. За совет во флешмобе большое спасибо Darya-ye-Noor .

Комментарии


Таким людям может быть... комфортно в данной «профессии», но с каждым годом психологические травмы будут углубляться, в итоге рискуя совершенно сломить своего носителя.

а ты "Кинг-Конг теорию" Депант не читала, кстати? Она там рассказывает, как проституция помогла ей после изнасилования вновь найти связь с собственным телом, понять, что оно принадлежит именно ей и что именно она вправе им распоряжаться как угодно. Довольно внезапное мнение, конечно, но книга вся такая "на острие" и во многом бескомпромиссная, я в прошлом году читала, мне очень понравилось (хотя до прочтения я была уверена в обратном).

цитата
Меня бесит общество, которое не научило меня, как ударить ножом ублюдка, который силой раздвигает мне ноги, зато внушило, что это преступление, от которого я не должна оправиться.
свернуть

а ты "Кинг-Конг теорию" Депант не читала, кстати?

Неа, поэтому ничего не могу сказать о данной теории. Но любопытно, как могут работать человеческие чувства :)


Отличный сборник, там много таких вот неожиданных, но очень любопытных размышлений.


Интересный еще вопрос, чем молги в то время спасённые девушки заниматься.Путь служанки иногда был не менее сложен, работа физическая трудна и малооплачиваемая, тоже быстро приводила к износу организма


В книге Куприн и о служанках/горничных/гувернантках рассказывал. Молодых вечно домогались хозяева, насиловали, делали им детей, а потом на мороз выгоняли. Так что да, эта работа немногим лучше :(

Плюс в служанки еще попасть нужно. Любку, когда спаситель ее выставил, никто и брать не захотел без рекомендаций и с подозрительным прошлым...


Да уж. Я скорее по "Воскресенью" Толстого помню, что был вариант у героини идти в прачки или в проститутки и работа прачки показалась хуже, тяжелее, а в борделе хоть платья давали красивые (не знаю, какой смайл поставить, и смешно и грустно). Я "Яму" читала очень давно, это практически произведение первое из классики русской,которое мне действительно понравилось (а может дело в том,что читала без указки, сама взяла,не по программе)


Не, ну идейного спасителя в тип возводить нельзя. Он там такой был один, а его товарищи сразу подозревали, что ничего хорошего из этого не выйдет, в лучшем случае он на спасаемой женится, а в худшем... будет именно так, как в итоге и получилось. Скорее уж типично, что господа-анархисты разговаривают за все хорошее против всей фигни, а сами тем не менее покупают людей....


Ну, Женька в книге говорила об этом типаже. С ее слов, такое уже не раз было и в 99% заканчивалось неудачей, так что описанный писателем пример не первый и не последний, увы.