Больше рецензий

3 декабря 2021 г. 18:58

189

3 Немного о красном

В этой книге, как и ожидается из названия, Мишель Пастуро разбирает красный цвет, проводя читателя по его истории с пещерной живописи до современности. В книге попадаются самоповторы, относительно глав из работы о зеленом цвете, что не может не раздражать. Объем у книги небольшой, а история цвета долгая и красочная, но автор, к сожалению, отвлекается на другие цвета и на копирование слово в слово абзацев о лондонском полицейском, погибшем от взрыва газа во время обслуживания первого в мире газового светофора. Надеюсь, что в книгах о черном или синем я эту историю не встречу, а то будет совсем печально.
В книге Пастуро уделяет много времени красному цвету в античности, объясняет происхождение и ценность пурпура и кермеса. Оба этих красителя животного происхождения. Пурпур получают из отловленных в особое время моллюсков (подходит всего два вида), а второй добывают из маленьких жучков, которых тоже требуется собирать к особому времени. Отходность у производства такой краски огромная, на 1 кг краски около 100к моллюсков или жучков, потому и позволить себе алые и пурпурные одежды могут только представители высшей знати и правители. Отсюда одно из значений красного - власть, могущество, сила и богатство.
После таких подробностей настраиваешься на аналогичное развитие темы красного в другие эпохи, но, немного задержавшись в Средних веках, автор галопом несется к Французской, а потом и к Русской революции, которые окончательно ополитизировали красный цвет, присвоив его определенной идеологии. И нет, я не оспариваю данное утверждение, просто хотелось бы посмотреть на красный не только во Франции XIX и XVIII века. О Германии быстро забывают после Средневековья, Италия исчезает из повествования примерно в те же века, а об Испании и вовсе три предложения. Тогда как в предисловии автор планировал пройти с историческим обзором по всей Европе.
И всё же, несмотря на заметные недостатки, книга представляет ценность с точки зрения истории цвета и постепенного изменения его значений. Да, узнать из книги о том, какие значения приписывали красному в европейском искусстве можно, но до XVII века, дальше пойдет в основном французская история красного, тоже интересная, но, как я уже писала, от книги ожидалось больше подробностей.