Больше рецензий

24 ноября 2021 г. 23:02

949

5 "Из всех планет и небесных тел, - писал Владимир Ильич, - важнейшим для нас является Луна".

К «Омону Ра» я пришла не как фанатка Виктора Пелевина, не как интересующийся путем развития русского постмодерна, а куда более прозаично - на курсах по истории русской литературы. Этот роман был включен в один список с «Людочкой» Астафьева. Были и другие, конечно, но вот это интересный контраст. И та, и другая книга - реакция на окружающие перемены. Но если Астафьев черными слезами оплакивает гибель строя, гибель надежд на светлое будущее, а вместе с ними какую-никакую, но чистоту и порядочность, воплощенные в невинной замухрышке Людочке, но Пелевин глухо смеется: «Как, коммунизм - фикция? Так может, и всё фикция?» И это суть романа.

С помощью гротеска и абсурда Пелевин планомерно обращает в фикцию всё, на чем держалась страна, и всё происходит по нарастающей. Семья - ячейка общества и не думает воспитывать, в бесплатных пионерлагерях, что были призваны оздоравливать поколения молодых советских граждан, за какую-то глупость могут подвергнуть настоящей пытке, изобилие сводится к одному вечному набору продуктов, портвейн пьется среди бетонных плит под звездным небом. А дальше всё идет по нарастающей! Далее фикцией становятся такие базовые для советского понятия, как «настоящий человек», «подвиг», «защитник родины» и, конечно, «космос», фикцией яркой и кровавой. Зато реальностью остаются дедовщина, бюрократия, кондовые советские передовицы («Семь сыновей подарила Родине Мария Ивановна Плахута из села Малый Перехват...») и расстрелы. Вот по этому странному миру, словно Алиса по Стране чудес, путешествует Омон Кривомазов с позывным Ра, главный герой. И, словно Алиса, в конце он если не просыпается, то освобождается. И здесь тоже коренное отличие от рассказа Астафьева. В «Людочке» никакой надежды нет, на мир опустилась густая тьма. А Омон констатирует про себя:

«Полет продолжается».

Но роман всё-таки не направлен на одно только развенчивание. Как и любое хорошее произведение, он имеет несколько слоев, несколько смыслов. И в «Омоне Ра» смысл не только в демонстрации фикций. Сам Пелевин сказал: «Это история взросления юного человека в жутком и непонятном мире, постепенно открывающем свои тайны, — универсальная метафора». В самом деле - кто из нас не оказывался в замкнутом пространстве, в тесноте и неуюте, устремленным к весьма странной цели? Да все оказывались.

Кроме того, «Омон Ра» в самом деле о космосе. Ведь Омон ничего не знал, он просто совершал подвиг. За себя и за своих товарищей. И подвиг был настоящий, и жертва. А слова карикатурного уродца Бамлага Урчагина были в кои-то веки правдивы:

Достаточно даже одной чистой и честной души, чтобы наша страна вышла на первое место по освоению космоса.

И посвящение «Героям советского космоса» - это не насмешка. Омон Кривомазов, храбрый космонавт, в самом деле встает с ними в один ряд.