Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 ноября 2021 г. 00:31

856

3.5 «Что же мешает вам быть счастливым?»

С автором уже знаком и, скажу честно, - его стиль ни с чем не перепутаешь. Лоран Гунель – специалист по развитию личности, и это чувствуется буквально в каждой строчке. С другой стороны, для художественного произведения этого явно маловато. С одной стороны, интригующе наблюдать за тем, как главный герой – Джулиан – растёт морально и духовно изо дня в день посещая на острове Бали своего «духовного наставника». Его взгляды на мир, отношения к окружающим и в первую очередь – к самому себе. Главное – понять то, чего мы хотим от жизни, что движет нами и мешает достичь желаемого – это основной лейтмотив, красной нитью пронизывающий весь сюжет книги.

А в остальном – его практически нет. Не ждите от романа, как, впрочем, и других произведений автора, классической компоновки и подхода к построению повествования. Кто он – тот самый Джулиан? Что заставило его отправиться на отдалённый остров в океане и искать «новый путь» в собственной жизни? Какова его история, наконец? Нет, ничего из этого, да и ещё много чего – вы не узнаете, даже перелистнув последнюю страницу. Удивительно, если мы хотим полностью окунуться в сюжет, прочувствовать главного героя, побывать в его шкуре и задаться теми же вопросами. Это явно сбивает. Всё, что мы узнаём о Джулиане – это то, что:

1. он любит уединение, и купается в ночном море в полной тишине;
2. отправился на Бали в поисках ответов на вопросы, которые не может сформулировать для себя сам (нет, не надейтесь, не узнаете их и вы); нам не дают подробностей того, что же гложет Джулиана даже тогда, когда он пишет этот список (писатель просто оставляет его за рамками повествования);
3. в той жизни – в большом мире – он работает преподавателем, и постоянно чувствует себя несчастным.

Вот, собственно, и всё. Хотя, главное для автора – это мотивирующая составляющая, а не художественная. Именно поэтому Лоран Гунель особенно не заботится о логике построения сюжета, вводит в него других героев, а затем те просто исчезают, даже не понятно зачем появляясь. Автор не пытается объяснить поведение персонажей – его заботит лишь главный, остальные – лишь необходимый сиюминутный фон для контраста. Как, например, голландская пара, проживающая в бунгало по соседству. Клаудия – убеждена, что ей выдалось родиться несчастной, вот она и несёт свой крест.

«Мир Клаудии был скорее грустным, и, стало быть, все добрые и хорошие вещи вызывают подозрения. Может быть, она думала, что не заслуживает их, и, когда одна из них случалась, Клаудия готовилась к тому, что рано или поздно за неё придётся платить»

Ханс – неисправимый прагматик, который совершенно не умеет мечтать. Рационализм так и хлещет из него. Мужчина всяким образом эксплуатирует свою жену и воспринимает это как должное. Он не способен заглянуть внутрь человека, да и не видит в этом никакой необходимости (отчего Клаудия постоянно страдает).

Сюжет романа буквально наводнён различными идеями, однако поданы и обыграны они весьма поверхностно и примитивно, без должной внутренней глубины для того, чтобы читатель смог лучше понять их. А ведь для буддизма, в духе которого и написана книга – это самое главное. Вот цитатами лишь некоторые из идей:

«Не так важно лечение, как вера в него» (об эффекте плацебо).
«Другие склонны видеть нас такими, какими мы сами себя видим».
«Практически всё, что вы проживаете, имеет в основании то, во что вы верите».
«Люди начинают желать большего по его достижении».
«Большинство наших страхов – создания нашего разума».
«Жизнь – это открываться другим, а не замыкаться в себе».
«Мы не можем быть счастливыми, если чувствуем себя жертвами обстоятельств или других людей… Вы хозяин своей судьбы».

Диалоги героев и их рассуждения переданы весьма топорно, схематично и лично у меня, как читателя, не вызывают должного «внутреннего отклика». Здесь нет богатого внутреннего мира героя, его переживаний и чувств. А ведь мы говорим о духовном учении буддизме, как раз на таком и построенном. Нельзя понять его, не увидев основы. Вот лишь один фрагмент из диалога Джулиана с буддийским учителем Самтьягом:

«- Представьте, что находитесь в самом красивом месте. Опишите свои впечатления.
- Очень, очень хорошо. Настоящее счастье
- Представьте себе, что вы убеждены, будто вы человек малоинтересный и другим скучно вас слушать.
- Согласен, это не производит нужного эффекта, меня практически не слушают».

Не скрою, некоторые из моментов действительно привлекают. Как, например, описание жизни балийцев, простота их быта, отношение к смерти – как к простому перерождению, святость в постоянном соприкосновении с окружающим. Забавно было наблюдать за тем, как Джулиан мечется по городу, стремясь получить пять «нет» на свои просьбы. И каждый раз одерживает фиаско. Или размышления о родителях, что с раннего детства подбивают свои чада на соревнования с другими; наблюдение за парами в ресторане – их бесцеремонном флирте, соперничестве, всяческих «играх» и желании вызвать у партнёрши ревность.

Лоран Гунель то и дело подбрасывает в сюжет одинокие «фишки»-рассуждения, вроде «внуши себе сам» в обращениях Христа. Причём эти размышления автор должным образом не развивает, а прерывает другими идеями-монологами, образуя из них своего рода слоёный торт. В конечном итоге читатель получает бесконечный поток мыслей самого различного плана, даже не имея возможности осмыслить каждую из них. В то же время размышления героев легки, а часто и – поверхностно примитивны. Будто читаешь сочинение старшеклассника с бессвязным потоком мыслей, причём не самого лучшего качества. С одной стороны, это делает роман более доступным самому широкому кругу даже неприхотливой аудитории. С другой стороны, людям вдумчивым, тем, кто ждёт от прочитанного пищи для размышления, - содержание может показаться излишне поверхностным, а сюжет – усреднённым. Аннотация же как-раз и ориентирует на второй круг читателей, позволяет ожидать от сюжета своеобразной «духовной пищи». Но в итого обманывает нас.