Больше рецензий

9 ноября 2021 г. 20:18

555

4 секты, фильмы, мертвяки!..

Неожиданно интересное знакомство у меня случилось с серией «Мастера ужасов», изд-во АСТ. Это хоррор-роман Адама Нэвилла «Судные дни», который начинается как псевдодокументальный фильм-роман (мокьюментари), продолжается как детективная история-расследование, а в итоге вся насквозь пропитана жутким ужасом, раскрывшимся во всей полноте лишь в финале.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

«Когда возникала какая-то проблема или кто-то сопротивлялся ему, приходили ангелы. Некоторые говорили, что это демоны, но таких не просто изгоняли, а казнили. Это ужасное место они называли раем»


Еле сводящего концы с концами режиссёра Кайла Фримана приглашает богатый продюссер Максимилиан Соломон снять фильм об уже подзабытой секте «Храм Судных дней», которая 40 лет назад закончила своё существование в аризонской пустыне, где произошла кровавая бойня. За плечами Кайла есть пара-тройка фильмов на мистические темы, и от щедрого предложения он не может отказаться, привлекая другана-оператора Дэна и монтажёра Мауса. Все дни съёмок расписаны, всё встречи распланированы. Процесс пошёл. Да вот только уже на первой локации, в лондонском пустующем здании, где секта начиналась под названием «Последний собор» в конце 1960-х, появляется какая-то чертовщина, бывшая сектантка-старушка себя странно ведёт, а квартиры здесь уже давно никто не хочет арендовать из-за посторонних звуков и резких запахов разложения и канализации.

С первых страниц довольно простого с виду романа, написанного в публицистически-разговорном стиле, нас вводят в историю, которую сами герои пытаются понять и проанализировать. Встречи с бывшими членами секты в Лондоне, где всё началось, в Нормандии (Франция), куда они сбежали и основали ферму, потом в США, где всё печально закончилось, добавляет больше вопросов, а Кайл и Дэн с каждой поездкой подвергаются большей опасности от неведомых сущностей, проявляющихся по ночам сквозь стены и оставляющих характерные разводы и вмятины в виде человеческих костей.

История отдельных членов секты, которые сбежали из неё задолго до трагичного финала, тесно переплетается с лидером Катериной, которая со временем возглавила секту, её увлечением чёрной магией и общением с миром мёртвых.
Ярко предстают в романе времена хиппи, увлечение наркотиками и духовными поисками, не всегда приводившими молодёжь к свету и добру. Всё это чем-то напоминает истории «Семьи» Чарльза Мэнсона и религиозной организации «Храм народов», члены которой совершили массовое самоубийство. Автор идёт дальше, уводя повествование в далёкий 16 век, когда во времена Реформации действительно появлялись религиозные города-государства с лидером, объявлявшим себя наместником бога (потом с ними расправлялись католические папы и короли, что тоже отразилось в сюжете).

«— Это тебе не обычная страшная история, мальчик мой. Не дом с привидениями, который можно показать по кабельному. Не паранормальная фантазия, которую так весело снимать с друзьями для фестивалей фанатов. Для фриков. Это гораздо, гораздо больше»


Признаюсь, читать было увлекательно и местами даже жутко, но не хватило глубины, психологизма, анализа... Книга построена на том, чтобы ужаснуть тайнами и экшеном. Разговоры про погубивших миллионы Гитлера и Сталина, про них как тиранов, за которыми шли их адепты, мне показались несколько притянутыми за уши в контексте романа про религиозные секты. (Хотя, наверное, можно и с этой стороны посмотреть на сталинский и гитлеровский режимы).

Думаю, в данном жанре ужасов это один из неплохих примеров, мне точно захотелось прочитать наконец книгу Винсента Буглиози «Helter Skelter» про секту Чарльза Мэнсона и разбирательство над ними.
Приятных жутких чтений вам!